ТАМАРА СЫЧЕВА
Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза
▼ Скачать + Заказать документы
"Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза" (с презентацией) – семинар.
(Слайд №2) Что же представляет собой эта система?
«Система Далькроза» - «воспитание ритма при помощи ритма». Задачи (сначала у музыкантов, а затем у детей начиная с дошкольного возраста) :
Публикация «Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза» размещена в разделах
развитие музыкального слуха, памяти, внимания,
ритмичности, пластической выразительности движений.
Это методическая система.
Базисной для этой системы является метод Эвритмики (связь музыки с движением, что дает возможность выполнить основное задание – научить детей двигаться в характере музыки, соответственно её темпу, динамическим и метроритмическим особенностям.
Другими составляющими системы является сольфеджио и импровизация,
которые реализовывались на более высоком уровне музыкального обучения.
(Слайд №3) Своей системой Эмиль Жак-Далькроз стремился развивать нервную систему и мускульный аппарат учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории музыкальный ритм должен быть не объяснен и усвоен, а телесно пережит и притворен в движениях.
(Слайд №4) Немного о нем.
Эмиль Жак-Далькроз (1865 - 1950) -
Профессиональное музыкальное образование как композитор, органист и пианист он получил в университете и консерваториях Женевы, Вены, Парижа, занимаясь у А. Брукнера, А. Делиба, С. Франка.
(Слайд №5) На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение за учениками, которым он преподавал сольфеджио:
выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой.
Как вы поняли, говорить мы сегодня будем о системе музыкально-ритмического воспитания.
Около восемнадцати лет Эмиль Жак-Далькроз преподавал музыкально-теоретические и практические дисциплины в Женевской консерватории.
На занятиях по сольфеджио он заинтересовался феноменом ритма, постепенно целиком подчинив его исследованию свою преподавательскую деятельность.
Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражен великолепной координацией движений, свойственной коренным жителям страны, и их блистательным исполнением изощреннейших ритмических построений.
Эти впечатления стимулировали поиски рациональных методов обучения сольфеджио (простукивание, прохлопывание ритмических рисунков, что со временем привело к созданию авторской системы, поначалу получившей название ритмической гимнастики.
(Слайд №6) Первоначальное название этой системы – faire les pas - «делать шаги». Многие, шутя, говорили просто «pas Jaques» - шаги Жака.
Впоследствии стали называть «системой ритмической гимнастики», а ещё позднее - «ритмикой».
Стал основоположником ритмической гимнастики (но, это не та ритмическая гимнастика как мы ее представляем). ЕЕ критиковали, т. к. она была не зрелищна, костюмы были свободные черно-белого цвета, на ногах ничего – босые ноги или сандалии без подошвы.
Ритм у Далькроза перерастает свое «узкоцеховое» музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности.
Упражнения на телесное переживание музыки, первоначально имевшие исключительно прикладную цель – помочь будущим музыкантам в освоении музыкального ритма, - превращаются в жизнестроительный эксперимент, призванный преобразовывать мир и создать «нового человека».
(Слайд №7) Но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика».
(Слайд №8)Специальными упражнениями он добивался того, чтобы движения тела отвечали на любой заданный музыкой или другими средствами ритмический импульс.
В своей гимнастике Далькроз различал три вида упражнений:
ритмические движения
упражнения для тренировки слуха
импровизированные пластичные действия
(Слайд №9)Система Далькроза получила широкое распространение в различных странах.
(Слайд №10)В Советском Союзе, метод Далькроза, очищенный от утопических наслоений, получил дальнейшее развитие в педагогически-практической деятельности советских ритмистов (Н. Г. Александровой, Н. П. Збруевой)
Особенностью советской системы ритмического воспитания является
четкая дифференциация различных типов ритмического назначения.
Существенно отличаются друг от друга :
ритмическая гимнастика в системе общего музыкального воспитания детей
( внутренние градации: предшкольный, дошкольный и школьный период);
занятия по ритмике с будущими музыкантами педагогами, специалистами по
музыкальному воспитанию;
занятия с будущими дирижерами-симфонистами, актерами, танцовщиками.
(Слайд №11)Самым известным ритмистом в России был князь Сергей Волконский - ученик Жака Далькроза, автор множества статей о ритмике, один из первых пропагандистов и популяризаторов в России метода Жака Далькроза.
В 1912 году в Санкт-Петербурге он основал Курсы ритмической гимнастики и первый в мире специальный журнал ритмики – «Листки курсов ритмической гимнастики». Курсы закрылись с началом Первой мировой войны.
Князь Сергей Волконский был одним из основателей Института ритмики в Москве в 1919 году.
(Слайд №12)Музыкально – ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Эмиля Жака – Далькроза. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально – ритмического воспитания – в его гуманном характере.
Дает возможность выполнить основное задание – научить детей двигаться в характере музыки, соответственно её темпу, динамике
и метро-ритмическим особенностям.
Э. Жак – Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение.
(Слайд №13) В частности, заслуга Далькроза прежде всего в том, что он увидел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
В комплексе ритмичных упражнений основой является музыка, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением.
(Слайд №14) Далькроз настаивал на возрастном подходе к обучению. Он рекомендовал проводить занятия с детьми в игровой форме, насыщенной действием, а не теоретическими объяснениями.
Его лозунгом было:
«Учить и учиться радостно, с удовольствием»
(Слайд №15) Советские ритмисты на основе принципов Далькроза разработали систему обучения движения под музыку.
(Слайд №16) Ритмика - от греч. rhythmos - порядок движения - ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных форм и пластических движений.
Выполнение простых танцевальных упражнений под музыку - естественная двигательная реакция на музыку, свойственная любому человеку.
Ритмика - занятие радости, хорошего настроения; занятие психологического раскрепощения и эстетического, художественного, творческого самовыражения, средство гармонизации духовного и физического развития человека.
(Слайд №17) «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души»
Платон