Приложение МААМ

Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза

ТАМАРА СЫЧЕВА
Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза
▼ Скачать + Заказать документы

"Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза" (с презентацией) – семинар.

(Слайд №2) Что же представляет собой эта система?

«Система Далькроза» - «воспитание ритма при помощи ритма». Задачи (сначала у музыкантов, а затем у детей начиная с дошкольного возраста) :

Темочки:

развитие музыкального слуха, памяти, внимания,

ритмичности, пластической выразительности движений.

Это методическая система.

Базисной для этой системы является метод Эвритмики (связь музыки с движением, что дает возможность выполнить основное задание – научить детей двигаться в характере музыки, соответственно её темпу, динамическим и метроритмическим особенностям.

Другими составляющими системы является сольфеджио и импровизация,

которые реализовывались на более высоком уровне музыкального обучения.

(Слайд №3) Своей системой Эмиль Жак-Далькроз стремился развивать нервную систему и мускульный аппарат учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории музыкальный ритм должен быть не объяснен и усвоен, а телесно пережит и притворен в движениях.

(Слайд №4) Немного о нем.

Эмиль Жак-Далькроз (1865 - 1950) -

Профессиональное музыкальное образование как композитор, органист и пианист он получил в университете и консерваториях Женевы, Вены, Парижа, занимаясь у А. Брукнера, А. Делиба, С. Франка.

(Слайд №5) На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение за учениками, которым он преподавал сольфеджио:

выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой.

Как вы поняли, говорить мы сегодня будем о системе музыкально-ритмического воспитания.

Около восемнадцати лет Эмиль Жак-Далькроз преподавал музыкально-теоретические и практические дисциплины в Женевской консерватории.

На занятиях по сольфеджио он заинтересовался феноменом ритма, постепенно целиком подчинив его исследованию свою преподавательскую деятельность.

Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражен великолепной координацией движений, свойственной коренным жителям страны, и их блистательным исполнением изощреннейших ритмических построений.

Эти впечатления стимулировали поиски рациональных методов обучения сольфеджио (простукивание, прохлопывание ритмических рисунков, что со временем привело к созданию авторской системы, поначалу получившей название ритмической гимнастики.

(Слайд №6) Первоначальное название этой системы – faire les pas - «делать шаги». Многие, шутя, говорили просто «pas Jaques» - шаги Жака.

Впоследствии стали называть «системой ритмической гимнастики», а ещё позднее - «ритмикой».

Стал основоположником ритмической гимнастики (но, это не та ритмическая гимнастика как мы ее представляем). ЕЕ критиковали, т. к. она была не зрелищна, костюмы были свободные черно-белого цвета, на ногах ничего – босые ноги или сандалии без подошвы.

Ритм у Далькроза перерастает свое «узкоцеховое» музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности.

Упражнения на телесное переживание музыки, первоначально имевшие исключительно прикладную цель – помочь будущим музыкантам в освоении музыкального ритма, - превращаются в жизнестроительный эксперимент, призванный преобразовывать мир и создать «нового человека».

(Слайд №7) Но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика».

(Слайд №8)Специальными упражнениями он добивался того, чтобы движения тела отвечали на любой заданный музыкой или другими средствами ритмический импульс.

В своей гимнастике Далькроз различал три вида упражнений:

ритмические движения

упражнения для тренировки слуха

импровизированные пластичные действия

(Слайд №9)Система Далькроза получила широкое распространение в различных странах.

(Слайд №10)В Советском Союзе, метод Далькроза, очищенный от утопических наслоений, получил дальнейшее развитие в педагогически-практической деятельности советских ритмистов (Н. Г. Александровой, Н. П. Збруевой)

Особенностью советской системы ритмического воспитания является

четкая дифференциация различных типов ритмического назначения.

Существенно отличаются друг от друга :

ритмическая гимнастика в системе общего музыкального воспитания детей

( внутренние градации: предшкольный, дошкольный и школьный период);

занятия по ритмике с будущими музыкантами педагогами, специалистами по

музыкальному воспитанию;

занятия с будущими дирижерами-симфонистами, актерами, танцовщиками.

(Слайд №11)Самым известным ритмистом в России был князь Сергей Волконский - ученик Жака Далькроза, автор множества статей о ритмике, один из первых пропагандистов и популяризаторов в России метода Жака Далькроза.

В 1912 году в Санкт-Петербурге он основал Курсы ритмической гимнастики и первый в мире специальный журнал ритмики – «Листки курсов ритмической гимнастики». Курсы закрылись с началом Первой мировой войны.

Князь Сергей Волконский был одним из основателей Института ритмики в Москве в 1919 году.

(Слайд №12)Музыкально – ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Эмиля Жака – Далькроза. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально – ритмического воспитания – в его гуманном характере.

Дает возможность выполнить основное задание – научить детей двигаться в характере музыки, соответственно её темпу, динамике

и метро-ритмическим особенностям.

Э. Жак – Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение.

(Слайд №13) В частности, заслуга Далькроза прежде всего в том, что он увидел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

В комплексе ритмичных упражнений основой является музыка, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением.

(Слайд №14) Далькроз настаивал на возрастном подходе к обучению. Он рекомендовал проводить занятия с детьми в игровой форме, насыщенной действием, а не теоретическими объяснениями.

Его лозунгом было:

«Учить и учиться радостно, с удовольствием»

(Слайд №15) Советские ритмисты на основе принципов Далькроза разработали систему обучения движения под музыку.

(Слайд №16) Ритмика - от греч. rhythmos - порядок движения - ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных форм и пластических движений.

Выполнение простых танцевальных упражнений под музыку - естественная двигательная реакция на музыку, свойственная любому человеку.

Ритмика - занятие радости, хорошего настроения; занятие психологического раскрепощения и эстетического, художественного, творческого самовыражения, средство гармонизации духовного и физического развития человека.

(Слайд №17) «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души»

Платон

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Музыкальное развлечение для старших дошкольников «Страна весёлых песен»Музыкальное развлечение для старших дошкольников «Страна весёлых песен» Цель: Создать праздничную атмосферу и доставить детям радость. Задачи: - продолжать знакомить старших дошкольников с песнями из российских.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье» Многие родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, объясняя тем, что их ребёнок не проявляет к ней особого интереса. Но.

Музыкальное воспитание в ДОУМузыкальное воспитание в ДОУ В данной небольшой статье я хотела бы поговорить с вами о музыкальном воспитании в нашем саду. Ведь музыкальная деятельность - одна из центральных.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Видеопособие «Дошкольникам о ВОВ», ориентированное на патриотическое, музыкальное, познавательное воспитание детей 4–7 лет Видео-пособие «Дошкольникам о ВОВ», ориентированное на патриотическое, музыкальное, познавательное воспитание детей 4-7 летМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 16:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальное воспитание дошкольников по системе Далькроза» (включая файлы) размещена пользователем ТАМАРА СЫЧЕВА (УИ 3334107) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД