МААМ-картинки

Музыкально-эстетическое развитие дошкольников

Наталья Смирнова
Музыкально-эстетическое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

«Музыкально-эстетическое развитие дошкольников»

2 слайд

Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.

Публикация «Музыкально-эстетическое развитие дошкольников» размещена в разделах

3 слайд

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

4 слайд

Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь [1,28]

Гавриловец К. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Минск, 2004.

5 слайд

Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения [2, 42].

Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – М., 2005

6 слайд

Музыкальное развитие

Основные цели: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку

Задачи воспитательно-образовательной работы

Развитие музыкально- художественной деятельности

Приобщение к музыкальному искусству

Развитие воображения и творческой активности

7 слайд

Направления образовательной работы

Музыкально- ритмические движения

Слушание

Пение

Развитие творчества : песенного, музыкально- игрового, танцевального

Игра на детских музыкальных инструментах

8 слайд

Методы музыкального развития

Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений

Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах

Словесно- слуховой: пение

Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий

Слуховой: слушание музыки

Игровой: музыкальные игры

9 слайд

Содержание работы: «СЛУШАНИЕ»

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

-развитие способности эмоционально воспринимать музыку

10 слайд

Пение как вид музыкальной деятельности состоит из певческих и слуховых упражнений, распевание, а также различных заданий и различение звуковысотных и ритмических соотношений.

Содержание работы: «ПЕНИЕ»

-формирование у детей певческих умений и навыков

-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента

-развитие музыкального слуха, т. е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок

-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

11 слайд

Идею использования движения, как средства формирования музыкальности детей, выдвинул швейцарский ученый и композитор Э. Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движении. Он считал. Что урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет свою ценность [3, 93].

Метлов Н. А. Музыка – детям. – М. : Просвещение – 2005

Содержание работы: «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений

-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок

-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения

-развитие художественно-творческих способностей

12 слайд

Содержание работы: «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

-совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка

-становление и развитие волевых качеств : выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость

-развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса

-знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма

13 слайд

Содержание работы: «ТВОРЧЕСТВО» : песенное, музыкально-игровое, танцевальное; импровизация на детских музыкальных инструментах

-развивать способность творческого воображения при восприятии музыки

-способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла

- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах

14 слайд

Формы

Наиболее сложной является в музыкальном воспитании проблема соотношения общего направления со всеми другими видами деятельности: пением, игрой на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическими упражнениями. Д. Б. Кабалевский справедливо подчеркивает, что общее направление музыкального воспитания должно быть единым. Вместе с тем каждый вид музыкальной деятельности самостоятелен [3, 81].

Метлов Н. А. Музыка – детям. – М. : Просвещение – 2005

Музыкальное развитие : формы

Фронтальные музыкальные занятия Праздники и развлечения Игровая музыкальная деятельность Совместная деятельность взрослых и детей Музыка на других занятиях Индивидуальные музыкальные занятия

-Комплексные

-Тематические

-Традиционные -Театрализованные музыкальные игры

-Музыкально- дидактические игры

-Игры с пением Ритмические игры -Театрализованная деятельность

-Оркестры

-Ансамбли

- Творческие занятия

- Развитие слуха и голоса

- Упражнения в освоении танцевальных движений

- Обучение игре на детских музыкальных инструментах

15 слайд

Формы работы по музыкальному развитию

Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные Подгрупповые Групповые Подгрупповые

- на музыкальных занятиях;

- на других занятиях

- во время прогулки

- в сюжетно- ролевых играх

- на праздниках и развлечениях -Занятия

-Праздники, развлечения, досуг

-Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Игры с элементами аккомпанемента

-Празднование дней рождения

- оркестры, ансамбли - Импровизация на инструментах

-Музыкально-дидактические игры

-Игры-драматизации

-Аккомпанемент в пении, танце и др.

-Детский ансамбль, оркестр Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр».

-Подбор на инструментах знакомых мелодий и сочинения новых - Открытые музыкальные занятия для родителей

-Посещения детских музыкальных театров

- Досуги

16 слайд

Первый год жизни.

Задачи образовательной деятельности

1. Доставлять радость музыкой, пением, движением под музыку и музыкальной игрой.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

3. Формировать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке, слушать ее.

Содержание образовательной деятельности.

В возрасте с 2-х месяцев можно использовать пропевание имени малыша, пение попевок, колыбельных песен. Сопровождение тактильным контактом, массажем малышу. Слушание детьми непрырывно звучащей музыки до одной-трех минут.

Начиная с 6-7 месяцев слушание музыки может быть в течение до пяти минут, но обязательно с перерывами. Играя, музыкальный руководитель может ходить вокруг манежа.

Восприятие действий с игрушкой или каким-либо атрибутом, сопровождаемым пением или игрой на детском музыкальном инструменте. Для слушания хорошо подбирать попевочки, небольшие колыбельные песенки и плясовые.

17 слайд

Второй год жизни.

Задачи образовательной деятельности

1. Развивать умение прислушиваться к словам песен, воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации.

2. Учить выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песен и характеру музыки.

Содержание образовательной деятельности.

Музыкальное развитие на втором году жизни включает слушание инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослым на музыкальных инструментах и пение взрослого. Музыкально-ритмические движения дети воспроизводят по показу воспитателя. Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней.

18 слайд

Третий год жизни.

Задачи образовательной деятельности

1. Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания.

2. Побуждать к подпеванию и пению.

3. Развивать умение связывать движение с музыкой.

Содержание образовательной деятельности.

Музыкальное развитие на третьем году жизни включает слушание инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослым. Музыкально-ритмические движения дети воспроизводят по показу

воспитателя- элементы плясок. Музыкальная игра включает сюжетно-ролевую игру, где дети могут уже исполнять свои первые роли под музыку. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней.

19 слайд

Четвертый год жизни

Задачи образовательной деятельности

1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

2. Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука : высоты, длительности, динамики, тембра.

3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Содержание образовательной деятельности

Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко – низко, громко – тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая – грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука : высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.

20 слайд

Пятый год жизни.

Задачи образовательной деятельности

1. Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.

2. Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.

3. Развивать музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.

4. Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки.

5. Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.

6. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.

7. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Содержание образовательной деятельности.

Распознавание настроения музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков. Понимание того, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Анализ музыкальной формы двух- и трех частных произведений. Понимание того, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый). Различение музыки, изображающей что-либо (какое-то движение в жизни, в природе: скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой). Дифференцирование: выражает музыка - внутренний мир человека, а изображает внешнее движение. Пользование звуковыми сенсорными предэталонами

21 слайд

Шестой год жизни.

Задачи образовательной деятельности

1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки.

2. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.

3. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.

4. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

5. Развивать певческие умения.

6. Стимулировать освоение умений игрового музицирования.

7. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.

8. Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

Содержание образовательной деятельности.

Узнавание музыки разных композиторов : западноевропейских (И-С. Баха, Э. Грига, И. Гайдна, В. А. Моцарта, Р. Шумана и др.) и русских (Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и др.). Владение элементарными представлениями о биографиях и творчестве композиторов, о истории создания оркестра, о истории развития музыки, о музыкальных инструментах. Различение музыки разных жанров. Знание характерных признаков балета и оперы. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.

22 слайд

Седьмой год жизни.

Задачи образовательной деятельности

1. Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.

2. Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.

3. Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

4. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

5. Развивать умения чистоты интонирования в пении.

6. Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования.

7. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок.

8. Развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

Содержание образовательной деятельности.

Узнавание музыки разных композиторов, стилей и жанров. Владение элементарными представлениями о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, о элементарных музыкальных формах. Различение музыки разных жанров и стилей. Знание характерных признаков балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.

Умение рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа, суждения развернутые, глубокие, интересные, оригинальные.

Соотнесение новых музыкальных впечатлений с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений.

23 слайд

Проведя анкету для родителей мы можем узнаем, какое же место занимает музыка в семье.

Анкета для родителей

1. Какое место занимает музыка в жизни вашего ребёнка?

2. Любит ли ваш ребёнок слушать музыку? Какую предпочитает?

3. Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребёнка?

А ваше?

4. Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?

5. Понимает ли он содержание музыки?

6. Передаёт ли в движении характер музыки, ритм?

7. Насколько эмоционально реагирует ваш ребёнок на музыку?

8. В чём это выражается?

9. Стремится ли ребёнок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?

10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка : есть ли дома фонотека детской музыки? Посещаете ли вы детские музыкальные спектакли? Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребёнком? Обсуждаете ли их?

24 слайд

Проведя анкету с воспитателями, можно узнать какие затруднения испытывают в реализации музыкальной деятельности.

Анкета для воспитателей

1. В чём проявляются музыкальные потребности детей в вашей группе?

А. В игре.

Б. В самостоятельной музыкальной деятельности.

В. Не проявляются совсем.

Г. Другое.

2. Какие виды музыкальной деятельности дети предпочитают остальным?

А. Слушание.

Б. Пение.

В. Музыкально-ритмические движения.

Г. Игру на детских музыкальных инструментах.

Д. Музыкально-дидактические игры.

3. Как проявляется интерес к музыкальному репертуару?

А. Не проявляется совсем.

Б. Есть любимые песни, которые поют самостоятельно.

В. Другое.

4. В каком виде музыкальной деятельности лучше и чаще всего дети проявляют творческие способности?

А. В пении.

Б. В музыкальных играх.

В. В танцах.

Г. При инсценировании песен.

Д. Другое.

5. Проявляются ли музыкально-познавательные способности детей в вашей группе?

А. Не замечала.

Б. В высказываниях о характере музыки.

В. Проводят аналогию между жизненными и музыкальными явлениями.

Г. Другое.

25 слайд

Анкета на выявление у детей интереса к музыкальным занятиям

(Ответы воспитанника в анкете фиксирует педагог. При необходимости, если ребёнок затрудняется с ответом, поясняет вопросы.)

1. Фамилия, имя ребёнка.

2. Ты любишь слушать музыку?

3. Какую музыку ты любишь слушать?

4. Тебе нравится петь, танцевать?

5. Ты просишь родителей, чтобы они включили музыку, когда ты играешь?

6. Тебе нравится играть под музыку?

7. Ты смотришь какие-нибудь музыкальные телепередачи? Какие?

8. Меняется ли твоё настроение, когда ты слушаешь музыку?

9. Можешь ли ты нарисовать свои музыкальные впечатления после того, как послушаешь музыку?

10. Можешь ли ты придумать движения под музыку?

11. Часто ли у вас дома бывают праздники?

12. Нравится ли тебе петь и танцевать вместе с родителями?

13. Нравится ли тебе петь и танцевать перед гостями, которые пришли к вам на праздник?

14. Какие песни ты знаешь?

15. Какая песня твоя любимая?

16. Какие исполнители (певцы или музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

17. Ты ходишь вместе с родителями на концерты, музыкальные представления?

18. Ты умеешь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте?

19. Ты хотел бы научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте? На каком?

20. Тебе нравятся музыкальные занятия в детском саду?

21. Что тебе больше нравится на музыкальных занятиях : петь или танцевать?

22. Тебе нравится участвовать в праздниках, которые проводятся в детском саду?

23. Тебе нравится выступать перед другими воспитанниками и родителями, которые пришли на праздник

в детский сад?

24. Ты посещаешь занятия в фольклорной студии, вокальном кружке детского сада?

26 слайд

Тема для проведенния мероприятий

Тема мероприятия Форма проведения

«Откуда приходят звуки» познавательно-исследовательское занятие

«Играем в свадьбу» сюжетно-ролевая игра

«Путешествие к морю» открытое познавательное занятие для детей

«Взаимосвязь искусств в эстетическом воспитании повестка дня» педагогический совет

«Творчество воспитателя на интегрированных занятиях» деловая игра

«Нарисуй услышанную музыку», «В гостях у сказки», «Море волнуется – раз…», «Рисуем мысленные картины», творческие задания для детей

27 слайд

«Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств

Василий Александрович Сухомлинский

Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в дошкольном возрасте, особенно в старшем, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Проводя работу систематически, можно добиться больших успехов в музыкально-эстетическом воспитании детей, главное, суметь их заинтересовать

28 слайд

Спасибо за внимание.

29 слайд

Используемая литература:

1. Гавриловец К. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Минск, 2004.

2. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – М., 2005

3. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М. : Просвещение – 2005

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие творческого потенциала старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности Название проекта «Сказка в музыке» «Развитие творческого потенциала старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности».

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм,.

Художественно — эстетическое развитие дошкольников средствами детской мультипликации Все дети очень любят смотреть телевизор, а особенно мультфильмы. В силу своей восприимчивости дети легко усваивают с экрана модель поведения.

Мастер-класс «Воспитание экологического сознания дошкольников через художественно-эстетическое развитие»Мастер-класс «Воспитание экологического сознания дошкольников через художественно-эстетическое развитие» Есть на Земле огромный дом - Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Изобразительная деятельность дошкольников. ЦЕЛЬ : Формирование интереса к эстетической стороне окружающей. Действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. ЗАДАЧИ.

План саморазвития «Развитие коллективных творческих способностей у дошкольников через художественно-эстетическое воспитание» План-программа профессионального саморазвития педагога на 2013-2016 учебный год Тема: «Развитие коллективных творческих способностей у детей.

Проект «Танцуй-ка» в рамках образовательной области «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» .

Программа «Маленький театрал». Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности (Разработана на основе программы Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Театр – творчество – дети») ОГЛАВЛЕНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная.

Влияние классической музыки на эстетическое развитие дошкольников Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения культурного уровня современного общества "в котором всё более вытесняется.

Эстетическое развитие дошкольников. Учим детей рисовать Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и родители! Сегодня я хочу посвятить время такой теме, как «Эстетическое развитие», а именно как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-эстетическое развитие дошкольников
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 23:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-эстетическое развитие дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД