Чкалова Татьяна
Музыкальная среда как средство развития музыкальности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальная среда как средство
развития музыкальности ребёнка»
Среда ДОУ как место музыкальной деятельности
Среда организованной музыкально-творческой деятельности создаётся на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель. Предполагает создание условий, обеспечивающих разнообразную музыкальную деятельность ребёнка. Исходное требование к среде – её проблемность и развивающий характер: она через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка.
Публикация «Музыкальная среда как средство развития музыкальности ребёнка» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды (музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и дидактические материалы, костюмы и т. д.) К нему относится и репертуар, который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой.
Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Социальными компонентами являются и сверстники ребёнка, которые выступают в качестве партнёров в совместной деятельности, но могут быть и образцами для подражания.
Эмоциональный фактор данной среды включает психологический комфорт, настрой на активную познавательную деятельность и одновременно требовательность, уважение к правилам, которые «любит» музыка (например, музыка «любит» тишину). Большое значение имеет и эмоциональность исполнения музыкальных произведений педагогом: ребёнок должен получить эстетическое наслаждение, тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального произведения.
Среда нерегламентированной
музыкально-творческой деятельности ДОУ
Большую часть времени ребёнок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь потенциал для музыкального воспитания и становления его личности.
Информационный фактор обеспечивает преемственность с организованной музыкальной деятельностью.
Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе. Воспитатель не обучает детей – он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню).
Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музыкальных произведений, сказок и т. д. позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведениями, доступными им по стилю.
Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:
• Наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности.
• Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях (карточки, детские музыкальные инструменты и игрушки и т. п.)
• Наличие магнитофона и флешносителя, на который музыкальный руководитель специально для воспитателя записывает новый музыкальный репертуар, диски с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.
Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Сверстники как часть социальной среды также имеют большое значение: они могут быть и образцами музыкально-творческой деятельности, и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности.
Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью: они становятся своего рода катализаторами данного процесса.
Эмоциональный фактор выражается в виде заинтересованности детей в музыкально-творческой деятельности. Эмоциональная поддержка, обеспечение психологического комфорта, поощрение творческих устремлений детей – такой должна быть эмоциональная характеристика среды, в которой проживает ребёнок.
Среда семьи как место музыкальной деятельности ребёнка
Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. Рассмотрим первый вариант.
Информационный фактор представлен в виде музыкального репертуара, выбор которого определяется особенностями культуры каждой семьи (Как пример: семья Бессонновых, где и родители и дети играют на скрипке – участники Всероссийского музыкального конкурса «Синяя птица»). Несомненно и другое: необходимо согласование музыкального репертуара и педагогических действий между родителями и музыкальным руководителем.
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.
Основная проблема во взаимодействии с семьёй – непонимание родителями значения музыкального воспитания детей. Что делать? Педагогу необходимо иметь сведения о культуре родителей (их музыкальные предпочтения, об их осведомлённости о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.
Работа с семьёй включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной музыкальной деятельности.
Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение родительских собраний, дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также анкетирование, информирование родителей, создание фотоальбомов «Моя семья», «Музыкальный дневник группы».
Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники и развлечения родителей с детьми, выставку работ ребёнка и его родителей на тему «Рисуем музыку», конкурсы на лучший музыкальный ребус, кроссворд, лучший самодельный детский музыкальный инструмент.
Самой привычной формой взаимодействия остаются родительские собрания, где происходит обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем. Родителям нравится такая форма общения, и они охотно идут на контакт, проявляя интерес к тому, как и чем живут дети в ДОУ. Ответить на эти вопросы помогают дни открытых дверей: просмотры занятий дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, познакомиться с приёмами обучения и мерами воспитательного воздействия. Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие и им, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок, произведений Вивальди и Моцарта, позднее – другие произведения русской и зарубежной классики).
Особенность социального фактора в семье состоит в том, что он представлен родными для ребёнка людьми. Это обстоятельство накладывает отпечаток и на эмоциональный фактор, который может стать положительным эмоциональным фоном в процессе приобщения ребёнка к музыкальному творчеству.
Социум как среда музыкального просвещения ребёнка
Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи.
Информационный фактор предусматривает использование возможностей социума в музыкальном воспитании детей. Это даёт детям возможность получить удовольствие от встречи с новыми и знакомыми произведениями и более активно и совершенно осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум).
Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлечённость профессионалов заражает детей и является мощным фактором для творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей – развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.
Итак, при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет различные педагогические функции: проводит диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, проектирует цель и
средства её достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей, обеспечивает взаимодействие всех компонентов, анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей и корректирует.