Ида Бертова
Консультация «Музыка в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивать музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Музыкальное воспитание ребенка начинается с рождения, в семье. Колыбельной песней, прибауткой, сказкой согрето детство ребенка. Колыбельные песни содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, отношений с окружающим миром. Слова колыбельных песен дают и первые навыки родного языка.
В текстах колыбельной поэзии сохранились древние верования, когда младенца заговаривали от темных сил. Колыбельные это песни - обереги, основанные на магической силе воздействия музыки и слова.
Воспитание ребенка начинается с колыбельной песни. Слушая, как поет мама песню своему малышу, он купается в ее ласке, как хорошо и спокойно рядом со своей мамой. В ней много любви и стремления охранять свое дитя.
Подрастая, дети начинают слушать вместе с родителями знакомые песенки, музыкальные сказки, классическую музыку. Высказывают свое мнение, свои ощущения от прослушанного произведения. Отношение родителей к совместному прослушиванию музыки благотворно влияет на ребенка, прививается первоначальный вкус к музыке, обогащаются музыкальные впечатления детей. Параллельно можно привлекать к рассматриванию картинок, мультиков, фильмов. В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья - два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании.
Попав в детский сад, дети приходят на музыкальные занятия и получают уже более глубокие и разнообразные знания о музыке, о музыкальных инструментах, композиторах. Новые музыкальные впечатления обогащают ребенка, формируют музыкально-эстетический вкус.
Мы начинаем работать с детьми в возрасте от двух лет и провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе пения, у детей развивается память, крепнут голосовые связки. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.
Одним из видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с классической музыкой. С большим удовольствием слушают произведения композиторов-классиков П. И. Чайковского («Баба яга», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы»). Фрагменты из оперы Н. А. Римского Корсакова «Сказка о царе Солтане», М. И. Глинка «Руслан и Людмила», Э. Григ «Пер Гюнт» и многие другие произведения. После прослушивания с удовольствием делятся своими впечатлениями и переживаниями о музыке.
Прослушав определенные музыкальные произведения, дети в рисунке могут изобразить героя, придав ему краски музыки.
В музыкальной деятельности важным является детское исполнительство.
Инсценируя на праздниках и досугах, просто в свободное время музыкальные сказки дети включаются в действие, перевоплощаясь в персонажей, играют с удовольствием роли знакомых героев. Любимые герои оживают в маленьких оперных спектаклях «Щелкунчик», «Муха Цокотуха», «Золушка», «Снежная королева», «Кошкин дом» и др. Участие в таких музыкальных спектаклях усиливает интерес детей к музыке и исполнительству.
На других занятиях, (например по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью) можно привлекать музыкальное сопровождение. Слушая сказки воспитатель дает детям послушать песнку «Колобка», «3 х поросят», Лисички. Волка и т. д., Может использовать музыкальные инструменты при этом задействовать детей игры на них.
В свободное время дети устраивают концерты, любят выступать в роли артистов, каких то персонажей, сочинять собственные песенки, импровизировать танцы.
Во время прогулок дети играют в свои любимые подвижные игры, сопровождая их пением, воспитатель должен принимать активное участие с детьми в игре, заранее продумать прогулку. В которую будут включены игры. Особенно это актуально в летний период.
Используя музыку на прогулке. В часы досуга, праздника, на занятиях дети обогащаются новыми впечатлениями и эмоциями. И это все способствует музыкальному развитию детей.
Оно проявляется у детей в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Побуждает ребёнка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и своё собственное отношение.
Вид музыкальной деятельности это детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте дети сочиняют простейших песенных импровизаций; например пропеть своё имя: Маша", "Сашенька", комбинировать знакомые танцевальные движения, создавать новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.
Ещё один вид музыкальной деятельности музыкально-образовательная, которая предполагает, усвоение детьми элементарных сведений о музыке, её выразительных особенностях, а также приобретение определённого запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.
Литература. :
1. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: метод. пособие. - М. : Сфера, 2004.
2. Картушина, М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. - М. : Сфера, 2208.
3. Медведева И. Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры. - М. : ВЛАДОС, 2012г.
4. Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). - М. : ВЛАДОС, 2002.
5. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку : Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. - СПб. : Лань, 2001г.
6. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. - М. : ВЛАДОС, 1985г.