Елена Кусей
Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Публикация «Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с раннего детства. Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории родного края, героико-военного прошлого нашей страны.
Целью моей работы является: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.
Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:
Задачи.
1. Воспитывать, патриотические чувства : любовь к Родине, родному краю, чувства гордости за свой народ.
2. Формировать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаем, традициям.
3. Создать теплый нравственный климат между родителя и детьми и положительную эмоциональную атмосферу на праздниках, развлечениях.
Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка. С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, досугах и при участии в народном празднике «Масленица». Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности детей, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с творчеством русских и зарубежных композиторов: М. И Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков. Именно эти композиторы использовали народные мелодии в своих произведениях. Таким образом, приобщаю детей к музыкальному наследию своего народа.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц: «Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, цикл «Карнавал животных» Сен-Санса. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. В разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Ведя подготовку к досугам и праздникам, будь то осенние, весенние, или зимние, с детьми разучиваю много песен, практически в каждой есть строки о родной природе: «Осенние картинки». М. Сидоровой, «Моя Россия» Г. Струве. «Русская сторонка» М. Караваевой, «Наш край» Кабалевского.
Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери его близкие родные люди, окружающие его. На музыкальных занятиях, дети знакомятся с песнями о папе, бабушке, дедушке, о семье разучиваются песни о маме. Для того, чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями и специалистами, использую их в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре и приурочен ко дню празднования Казанской иконы Божьей Матери).
Особое значение в нравственно-патриотическом воспитании имеет тема : «День Победы», праздник, который всегда тревожит наши сердца, и «День Защитника Отечества». Эта тема очень любима детьми, они много нового и интересного узнают о русских богатырях, подвигах солдат, родах войск, современных защитниках Отечества. На праздник была приглашена участник трудового фронта Андреева В. П., где она на конкретных фактах из своей биографии рассказала детям о войне, о фронтовых и трудовых подвигах народа. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Дети с удовольствием слушают и разучивают песни военных лет, «Три танкиста» Б. Ласкин, Покрасс, .«Катюша» м. М. Блантер, с. М. Исаковский, а также мы исполняли программные песни «Бравые солдаты» Филиппенко, «Будем в Армии служить», дети выполняли праздничные перестроения под военные марши.
В старшей и подготовительной к школе группах в этом году проводился фольклорный праздник «День Народного Единства». Дети соприкоснулись с историей, возникновения столицы нашей Родины – Москвой и другими городами России. К празднику были разучены народный хоровод «Как пошли наши подружки» р. н. п. обработка М. Иорданского, «Русский народный танец с ложками», песня «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой, девочки исполнили танцевальную композицию под песню в записи «Звезда Россия» Ю. Таран в исполнении группы «Непоседы».
Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания ребенка, чувства привязанности и любви к своей семье является активное участие родителей в досугах и праздниках детей. Это конкурсы, танцы, песни, викторины, эстафеты. Для родителей подготовила консультации на темы: «Музыкальное воспитание в семье», «Песни военных лет» «Нравственно-патриотическое воспитание детей».
В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный и практический багаж: изучение новинок методической литературы, повышение квалификации педагога.
Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.
Вывод: Воспитание нравственно-патриотических чувств, представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что нравственно-патриотическое воспитание – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. Безусловно, патриотическое воспитание дошкольников должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!
Мною, создана библиотека литературных источников, подборка песен и стихов, видео презентация по теме: «Аспекты музыкального воспитания в работе с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотического воспитания»
Список использованной литературы:
1. Воспитательная система «Маленькие россияне»/ Под ред. Т. И. Оверчук. – М., 2004. С. – 6-21
2. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. - М., «Дошкольное воспитание», 2001, № 2. С. – 7
3. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. - М., 1985. – С. 3-32
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. - М., 2007. С. 5-15
5.. Е. Ю. Александрова, Е. Д. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова “Система патриотического воспитания в ДОУ” 2007, “Учитель”.
6. Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”. 2010, Москва.
7. М. Б. Зацепина “Дни воинской славы”. 2008 г, Москва.
8. Л. А. Кондрыкинская. Мотодическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.