Крамарова Валентина Ивановна
Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Для того, чтобы человек действительно чтил память о предках, уважал Родину, чувствовал ответственности за Родину, он должен так воспитываться. Одним призывом любить свои города, Родину не делать ничего.
Работа нужна целенаправленная, системная. Среда, семейный образ жизни, отношения с детьми – все это рождает чувство гражданства, патриотизма, отношения к месту, в котором живет ребенок.
Публикация «Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а потому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора.
Именно тогда он приобретает опыт нравственной деятельности. Ее нужно поддерживать, поощрять, создавать условия для ее развития.
Социологическая ситуация на сегодняшний день вызывает перед педагогами дошкольных учреждений вопрос о поиске средств для модернизации работы в сфере воспитания гражданства в новой среде.
Патриотизм – это стержень всего российского воспитания, который является и стержнем всей российской культуры. В понятии «патриотизм» относится любовь к родине, земли, на которой родились и выросли, гордость историческим свершениям народа, а также гордость исторических свершений. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачев.
Патриотическое воспитание непосредственно связано с нравственностью. Нравственное воспитание - одна из главных задач образовательного учреждения, потому что патриотизм является любовью к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника, осуществятся в интеграции всех образовательных областей. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Я, как музыкальный руководитель, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Воспитательно-образовательный процесс в группах строится на основе комплексно-тематического плана. Итоговыми мероприятиями большинства тем являются музыкальные развлечения и праздники. Кроме того я предлагаю воспитателям тематические подборки для самостоятельного слушания детям и для организации совместной деятельности. Мы вместе решаем, какую музыку использовать в нашей интегрированной образовательной деятельности, как ее лучше преподнести. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Нравственное воспитание предполагает использование народных опытов прямо в детской жизни, овладение традиционными культурными эталонами не только для детей, но для их родителей, близких, сотрудников образовательных учреждений.
Для того, чтобы осуществлять работу по воспитанию нравственности и патриотизма с детьми в дошкольном возрасте, педагогу следует правильно пользоваться источниками педагогической подготовки, накопленным веками опытом.
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
В народной музыке интерес к детям, радость к ним, создание хорошего настроения, снимает страх, беспокойство, тревогу – словом, эмоционально-психологическое благополучие обеспечивается. Использую русскую народную песню, танец, игра и хоровод. Дети их любят и с удовольствием участвуют в них. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «народные инструменты», «народные песни и танцы».
Российские музыкальные и устные народные произведения, применяемые в детском саду, простые, образные, мелодичные, так что дети быстро их усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, особенно мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Праздник 23 февраля мы проводим каждый год, потому что у нас военный детский сад и много родителей военнослужащих. Это всегда торжественное мероприятие, которое я провожу в тесном контакте с инструктором по физкультуре. Она помогает мне в разучивании перестроений и подборе игр и эстафет. На празднике проводится много игр, в которых активное участие принимают папы.
Один из этапов воспитания нравственности и патриотизма - это использование музыкальных инструментов при знакомстве детей с Родиной. Для детей-дошкольников Родина – мама, близкий родной человек, окружающий их. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Все мы проводим праздник 8 марта, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми, играют в оркестре.
Также все возрастные группы, в зависимости от своих возможностей, участвуют в подготовке праздников и развлечения, посвященных природе своей родной республики. Малыши читать стихи, участвовать в хороводе, смотреть номера, которые подготовили старшие.
Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты. Музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни, а приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.