Вера Бутина
Музицирование в ДОУ. Игра на детских музыкальных инструментах
«МУЗИЦИРОВАНИЕ В ДОУ. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
из опыта работы музыкального руководителя Бутиной Веры Александровны, МБОУ «Паратунская СШ», группы дошкольного образования
с. Паратунка, Камчатский край
Публикация «Музицирование в ДОУ, Игра на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Закончилось лето и время отпуска. С нетерпением жду к себе в зал на занятие малышей… Волнуюсь. Не оттого, что был большой перерыв, а оттого, что дети придут «новенькие». И волнение свое называю «творческим». Волнуюсь от того - как пройдет первая встреча…. Волнуюсь с надеждой - «а вдруг?». Вдруг вместе с крохой придёт открытие, появится новая «звездочка». Хотя в принципе, не это главное. Главное – это сам малыш.
Малыши для меня, как маленькие неизвестные инструменты, которые надо узнать и настроить. Но рассуждать уже некогда – слышны их звонкие голоса. «Делаю» счастливые лицо, восторженные глаза и настраиваю свой голос.
Всё важно в педагоге, но главное мимика и голос. Все знают, что с появлением на свет человека, появился и первый инструмент, и этим инструментом был сам человек с его необыкновенным голосом. Уже потом он стал приспосабливать к голосу разные предметы для извлечения музыкальных звуков.
Мой голос становится для малыша первым инструментом. Он поет и ласкает слух маленького человечка, которому всё так сегодня ещё чуждо и непонятно у меня в зале. И мне надо завоевать у него доверие и любовь. Это моя самая первая задача. Для этого я и «включила» свой ласково журчащий «инструмент». Выражение моих глаз, мимика, жесты – верные помощники голосу.
Знакомлю детей с залом и подвожу их к полкам, на которых уютно расположились «звучащие» игрушки, самодельные «шумелки» и детские музыкальные инструменты. Все так заманчиво для детей, звуки загадочные и притягивающие у игрушек, очень удобных в обращении.
Все инструменты живут и развиваются под общим законом. Во-первых, инструмент должен быть удобным. Во-вторых, звук должен быть красивым. В-третьих, звук должен быть оригинальным. В глазах ребенка зажигается интерес. Это мне и надо. Это моя вторая задача при встрече. Я пою, рассказываю, показываю, обольщаю, и детские музыкальные инструменты дружно мне помогают. Вот малыш уже потянулся к ним. Даю свободу выбора и всегда удивляюсь. Чаще всего выбирает обыкновенную погремушку. Наверное, в ней он увидел что-то такое знакомое и родное. Выбирает ни колокольчики, ни бубны, ни тамбурины, трещотки, румбы, маракасы и прочие ударные и самодельные, а обыкновенную погремушку, на которой он начинает подыгрывать моему голосу. Тут же и знакомлю детей с другими видами погремушек. Одни погремушки звонкие и яркие, другие тихие, одной формы и цвета (чтобы дети не ссорились, третьи самодельные (различные коробочки, баночки, флакончики, наполненные горохом, бусами, скрепками, копейками, пуговицами и прочим тем, что издает различные звуки, четвертые- «взрослые» (румба, маракасы, бубенцы, трещотки).
Надо отдать должное металлофону. Его чарующий звук тоже привлекает малышей, а к ксилофону они пока равнодушны.
И вот, с каждой новой встречей, которая неизменно будет построена на едином игровом, каждый раз меняющимся, сюжете, малыши всё больше и ближе знакомятся с детскими музыкальными инструментами и закрепляют технику звукоизвлечения. Именно ранний возраст демонстрирует наибольшую чувствительность и готовность к музыкальному развитию. Обследование более чем тысячи профессиональных музыкантов показало на значимость музыкальной среды и слухового опыта именно в раннем возрасте. Обилие музыкально- слуховых впечатлений в этом возрасте делают ребенка впоследствии более развитым во всех отношения, решает проблему комплексов. Это доказано психологами. Значит, задача моя в работе с детьми младшего дошкольного возраста не только привлечь внимание, заинтересовать звучанием детских музыкальных игрушек и осваивать элементарные приёмы игры на простейших ударных. Но и активно развивать его музыкальные способности, включая музыкальный слух, чувство метроритма, сенсорные способности (тембр, динамика, звуковысотность, чувство лада (в пределах контраста, также расширять музыкальный кругозор, вводить в мир интересного и неведомого, доставлять радость, поощряя действия детей.
Если рассмотреть планы второй младшей группы по виду деятельности «Игра на детских музыкальных инструментах», то видно, в каком комплексе идет работа. Во-первых, это сама игра на них, спонтанное сопровождение веселых или грустных пьесок. Здесь преследуется цель - развивать чувство метроритма, пульса, эмоциональной раскрепощённости. Уже потом ведё тся работа над осмысленным подыгрыванием: вовремя начать (кончить) игру, вовремя поменять инструменты. Например, подгруппа детей начинает на пиано минорную часть музыки соответствующими инструментами (колокольчики, инструменты с мягким, тихим звучанием, другая подгруппа ждет мажорную часть и весело подключается в игру на звонких инструментах. И обязательно, дети должны поменяться ролями. В данном случае дети развивают ладотональный слух, чувство ритма и динамики. Разнообразие запланированных пьес дает детям возможность осваивать разнообразие инструментов, осваивать различную технику звукоизвлечения на них в несложных ритмических рисунках. При знакомстве с металлофоном дети начинают с приемов «скольжение» (глиссандо) и удара, учатся правильно держать молоточек.
Следующий раздел планирования - это элементарное музицирование : ритмодекламация, звучащие жесты, ритмы. Работа ведётся с целью активного развития ритмического слуха, воспитания творческого ансамблевого музицирования, развития воображения, умения проявить индивидуальные способности, применяя различные ритмические речевые игры на обдуманные и спонтанно придуманные движения, следуя системе известного австрийского композитора Карла Орфа. Конечно, наша база не позволяет иметь специально разработанные К. Орфом инструменты с особым звучанием, но все же, и она пополняется из года к год качественными детскими музыкальными инструментами, так же собственная выдумка позволяет пополнять детский оркестр самодельными инструментами, сделанными из природного материала.
Обязательно планирую и ввожу в ежедневную работу с детьми музыкально-дидактические игры. Им отвожу огромную роль и значение. Применяю их с постепенно нарастающей сложностью. Как различить лад, звуки разной высоты, тембр, динамику? Только через игру, игровые приемы.
Сразу обговорю некоторые методические приемы, применяемые мною при виде деятельности «Игра на детских музыкальных инструментах, музицирование» с детьми разного возраста.
Наглядно- слуховой: впечатляющее исполнение пьесы педагогом на уровне эталона; прослушивание аудиозаписи с обсуждением характера пьесы, тембра звучащих инструментов; применение зрительного ориентира (иллюстрации, карты- модули, показ инструментов, использование карт, схем, графических изображений); краткие образные беседы, речевые поддержки, применение поэтического слова, детского фольклора; яркое сравнение, сопоставление; речевой режим голоса педагога и пр. Метод прямого воздействия: качественный показ приёмов игры, приём «подражание»; упражнение; «зеркальный приём»; чёткая инструкция; вокализация; анализ педагога, предварительный анализ, самоанализ ребенка; применение элементов дирижирования, «рисование» в воздухе, прощупывание пальцем и далее. Методический прием эскизного изучения - постижение художественного смысла, выявление средств музыкальной выразительности, не доводя игру детей до совершенства, спонтанное сопровождение пьесы. Но и в этом случае исполнение педагогом музыкального произведения должно быть квалифицированным. Метод контраста: единый игровой сюжет; умелое переключение; сюрпризность; постановка интересной увлекательной деятельности и т. д. Метод проблемного воспитания: метод проб и ошибок; полная свобода действий; экспериментаторство; сочинительство; применение различных фантастических гипотез, решение самостоятельно поставленных перед собой задач. Очень сближает метод индивидуального и дифференцированного (подгруппы по характеру или по способностям, по музыкальным данным) подхода. На протяжении всей деятельности уместны приё мы: одобрения, поощрения, юмор, эмоциональный настрой педагога, общение взглядом.
Планирование и работа с детьми 2 младшей группы, как и все последующие, отмечается многоплановостью. Педагог должен иметь ясное представление о видах и характерных особенностях своей работы. Поэтому свой педагогический процесс связываю с постоянными творческими поисками. Применяя стимулирующие методы, со временем возникает между педагогом и детьми творческая деятельность. Поэтому приходится планировать и подбирать массу дополнительного материала даже в малышовой группе.
Детей дошкольного среднего возраста мысленно называю «золотой серединой». В этом возрасте уже можно выделить детей с ярко выраженными музыкальными способностями. Хотя в жизни нередко оказывается, что талантом становится совсем не тот, на кого возлагаешь наибольшие надежды. Если проявить слепоту, вовремя недооценить, можно не заметить ростков необычного в ребёнке. Встречаются дети, чьи способности ещё нужно пробудить. Ребёнок может петь нечисто, но это не значит, что у него плохой музыкальный слух. Возможно, что у него отсутствует координация между слухом и голосом. Чаще всего у него просто не развиты вокальные данные. И при игре на детских музыкальных инструментах в раннем возрасте, естественно, в движениях координация не сформирована. Но в средней группе уже можно выявить детей с хорошей памятью, реакцией, чувством ритма, вниманием. Ребёнок начал лучше слышать себя, товарища. Задачи в этом возрасте усложнились.
Продолжаю развивать музыкальные способности. Добиваюсь, чтобы ребёнок слышал сильные доли такта, фразы, различал структуру произведения, средства выразительности. В этом возрасте дети обычно знают почти все музыкальные инструменты, находящиеся в зале и групповых музыкальных уголках.
Настало время вплотную заняться ксилофоном, частично металлофоном. Почему сначала ксилофон? В отличие от металлофона ступени у него широкие, образно сравнимые со ступеньками лесенки, звук извлекается проще, чем у металлофона. У металлофона пластинки узенькие, и дети часто не попадают на них, и техника звукоизвлечения гораздо сложнее. Работая с ксилофоном, ребёнок начинает понимать, что это не простой инструмент, что у него есть звукоряд, на котором можно сыграть мелодию. Если дать свободу, ребёнок будет на нем играть бесконечно долго, подключая свою фантазию и воображение. Умелое направление педагога игровой формы превращает это спонтанное исполнение в ритмичную звукоподражательную импровизацию. Он придумывает сюжет и обыгрывает его, подключая другие ударные. Порой дети сами подбирают инструмент себе и сами определяют, на что похож звук, и по тембру сочиняют сюжет. Сочинительство всегда интересно детям, но и проявляется тяга подобрать что-нибудь знакомое по слуху. Музыкальный звукоряд детского ксилофона (металлофона) образован только из основных ступеней, без производных, то есть без знаков альтерации. И так как в мире «большой» музыки каждый звук звукоряда является его ступенью, то и я деревянную или металлическую пластинку называю «ступенью» или ласково «ступенькой». Детям намного понятнее, когда молоточек превращается в матрёшку, жучка, птичку или в любой персонаж из сказок и «ходит» («прыгает») по ступенькам. То есть слово «ступень» понятно детям. И в работе с металлофоном, ксилофоном оно у меня ключевое. Но я не учу детей названиям семи основных ступеней, то есть нотам, хотя дети старшего возраста уже знают, что такое ноты и для чего они существуют. В данном возрасте считаю применять название нот в работе – усложнить ее и превратить весь процесс в простую обыкновенную учебу и надолго «привязаться» к пьеске. А детям хочется, чтобы получилось сразу! Пусть не с первого, второго, но обязательно с третьего! Чередование легких ступеней, грамотно аранжированная партия для детей музыкальным руководителем, может сразу перенести ребёнка в музыкальную историю, превратить его в настоящего музыканта. Например, песенка В. Шаинского «Кузнечик». Тональность – ля минор. Дети средней группы легко с ней справляются. 1 часть состоит из тоники и доминанты, в которых есть одинаковая ступень (ми 1, на которой дети ритмично играют первую часть, не нарушая гармонии. Так дети осваивают запев. Припев можно прохлопать или сменить инструмент, сыграв ритмический рисунок, на более легких ударных, не заглушая песни. Аналогично – «Мишка с куклой танцуют полечку» (ре мажор). 1 часть можно ритмично всю проиграть на «ля», во 2 части надо поменять или инструмент, или выполнить ритмично хлопки. Всё подано в игровой форме, партии облегчены, легко усваиваются. Репертуар подбираю доступный и увлекательный, чтобы ребенок «загорелся» и, закрепляя его, играл в группе самостоятельно или дома.
Многие программы предлагают игру на детских инструментах осваивать по слуху. В принципе так и получается. Иногда надо только зрительно помочь найти ту или иную ступень, а переходы со ступени на ступень ребенок совершает самостоятельно на слух под музыку. Также на слух он меняет фразу, динамику, передаёт различные ритмические рисунки. Даже игра коллективом в оркестре в едином темпе требует большого слухового внимания. Я не пользуюсь партитурами с графическими обозначениями, как предлагают некоторые ведущие педагоги музыканты при работе с дошкольниками. Но с удовольствием использую их материал, разрабатывая собственные аранжировки.
Деятельность в музицировании наиболее плодотворно развивает способности, если это деятельность интересная и любимая. Сопоставление различных интерпретаций в занятиях особенно привлекательно для детей. Знакомясь с планами средней группы, можно увидеть, насколько увеличился объём познавательного материала. Происходит не только обучение игре на детских музыкальных инструментах, но и развиваются музыкальные способности, при этом все оформляется в игровую форму.
У детей старшего возраста появляется положительная реакция на игру на детских музыкальных инструментах в ансамбле или оркестре. Это очень важный психологический момент. Продолжаю «шаг за шагом», каждое произведение «прорабатывать со всех сторон» - слушаем, поём, подбираем по слуху, двигаемся, определяем характер, сопоставляем, рисуем и т. д. Например, «Маленькая полька» Д. Кабалевского. Прослушав музыку, определяем характер, закрепляем в импровизационном танце. Потом обращаем внимание детей на то, что им можно сыграть её, подыграв «взрослому» оркестру в аудиозаписи, и демонстрирую запись, которая звучит в удобной для детей тональности До мажор, одновременно подыгрываю на ксилофоне (металлофоне) облегченную партию, пропевая ступени вслух. Дети подключаются к пению. Один из вариантов – пение с хлопками, высокие ступени – хлопки повыше, низкие ступени – хлопки пониже, средние – у груди. Другой вариант – применение элементов дирижирования. В дальнейшей работе педагог, играя на баяне (фортепиано, учит детей различать фразы (начало – конец, части, применяя различные оживлё нные моменты: «тремоло» кистями рук – фраза, хлопок – конец фразы, или бег врассыпную – фраза, остановка – конец фразы и т. д. У каждого музыкального руководителя есть масса способов научить детей слышать фразу). Дети осваивают пьесу телом, голосом, а затем и сознанием. Главное, создать эмоциональную атмосферу занятия, чтобы каждое мгновение было насыщено ритмами, звучанием, переживанием, и это принесет положительные плоды: через некоторое время дети будут способны сыграть в унисон несложную партию пьесы в оркестре. Во время занятий с детьми стараюсь вникнуть в каждого ребенка, раскрыть его привычки, характер, склонности, учусь находить с ними общий язык. Для этого приходится много работать индивидуально. За долгую педагогическую деятельность не могу вспомнить ни одного ребёнка, который не хотел бы играть в оркестре, видимо настолько этот прекрасный мир разнообразных звуков им нравится. Дети «играют в оркестр», часто действуют подсознательно, но что это не только игра, но и труд, дисциплина, дети тоже понимают. Хотя в работе применяю минимум норм и запретов, потому что игра на детских музыкальных инструментах для ребёнка в первую очередь это удовольствие от общей эмоциональной активности, свободной инициативы и звуковой фантазии. Удивительно, но прежде чем играть партию, он обязательно начнет играть что-нибудь своё, и тут не надо упускать момента, заметив и отметив вслух удачный элемент и направив в нужное русло, развивая творческое начало, закрепляя радость и наслаждение от музицирования. Главное для педагога – сохранить эту радость.
Дети подготовительной группы знают и различают по тембру не только детские музыкальные инструменты. Они знакомы с различными оркестрами: духовым, народным, симфоническим. С большим интересом вникают в их звуки, пытаются различать инструменты по тембрам, изобразить их, имитируя игру на том или ином инструменте. На детском же инструменте они легко ориентируются в звукоряде, показывают плоды вложенного в них труда музыкального руководителя : без затруднений повторяют довольно сложный ритмический рисунок, различают фразу, динамику, соблюдают общий темп при игре в оркестре, слышат себя, товарища, у них развита реакция, могут самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
Чтобы вдохновить детей, педагогу надо быть всегда на высоте не только в исполнительском отношении или в качестве мудрого наставника. Мой стиль работы оказывает большое внимание на общий тонус ребят. Тщательно продумываю и планирую занятие, ввожу в каждое последующее что- нибудь новенькое, какую-нибудь «изюминку». Особенно дают хорошие результаты занятия, построенные на едином игровом сюжете. Например, побуждая решить творческую задачу, сегодня я исполняю роль ученицы, а ребенок – учителя, завтра такую же ситуацию можно разыграть с детьми, разбив их на пары. Очень любят дети играть в дирижёра, который строго постучав палочкой, может остановить игру и объяснить, почему он это сделал. Можно «оживить» инструмент, к примеру, ксилофон, нарисовав на нем глаза, рот, нос. Ксилофон общается с детьми, поощряет, анализирует, выбирает, с кем поиграть и т. д. Музыкальные волчки помогают выбирать род занятия, стимулирую качество исполнения (чтобы покрутить его, надо отличиться чем-то, в другой раз музыкальный поезд уносит детей с инструментами в далекие края и т. д. Дети любят участвовать в соревнованиях, конкурсах. Применяя различные приёмы, построенные на контрасте, вношу необходимое разнообразие, вовремя снимаю напряжение и усталость, поддерживаю интерес на протяжении всего занятия. Искусство управлять активностью детей считаю одной из важнейших черт творческой деятельности педагога. Естественно и ненавязчиво подвести к главной цели, побудить активность – всё это требует от педагога определенного мастерства.
Известно, что каждый ребенок в чём-то обязательно талантлив. Существует тест- анкета, разработанная специалистами в области детской психологии А. Да Хааном и Г. Кафом, которая широко применяется в США. Эта анкета гласит, что ребенок имеет музыкальный талант, если он:
• любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает много чувств и энергии, а также свое настроение;
• сочиняет свои собственные мелодии;
• научился или учится играть на каком-либо инструменте.
Понимая, что талант имеет свойство долгое время вести «скрытный образ жизни», что талантливых - единицы, что не надо путать «талантливых» и «способных», и все же, очень хочется верить в малыша, и это здорово помогает в работе.