Евгения Кондратенко
Мозаика дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Мозаика дидактических игр.
(Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза посредствам
дидактических игр изготовленных из подручного материала)
Авторы: Прибыткова С. А., Смирнова С. Н., Кондратенко Е. В.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет требования к результатам освоения программы, которые определены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Это побеждает педагогов к поиску интересных методов и техник в работе с воспитанниками, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях дошкольного учреждения.
Публикация «Мозаика дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2018
Еще Эльконин Даниил Борисович считал, что от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка, грамматики и связной с ней орфографии.
Обращение к созданию комплекса дидактических игр на формирование навыков звукобуквенного анализа слова, анализа и синтеза предложений вызвано практической необходимостью: трудностью в овладении детьми навыка звукобуквенного анализа, недоразвитием фонематического и речевого слуха, неумением ориентироваться в звуковой структуре слова.
Нами разработан и успешно применяется в практической деятельности комплекс дидактических игр «Звуковой калейдоскоп». Мы создали пособия из подручного материала: резинки для волос, пластиковые бутылки, крышки, емкости от киндер-сюрпризов, шнурки, тесьма и т. п. Учитывая склонность детей старшего возраста к собирательству, игры вызвали у наших воспитанников неподдельный интерес, а демонстрация родителям игр на основе данного комплекса, показывает возможности закреплять навыки звукобуквенного анализа в домашних условиях без использования специальных материалов.
В процессе игровой деятельности, откручивая и закручивая крышки, надевая резинки, нанизывая различные детали, пристегивая прищепки дети не только совершенствуют навыки звукобуквенного анализа, но и развивают координацию движений пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи ребенка.
Игровая деятельность осуществляется в группе. Игры включаются как в самостоятельную, так и в совместную деятельность педагога и ребенка.
Формы и варианты игр разнообразны и определяются особенностями конкретного ребенка, задачами ее работы и ее продолжительностью.
Использование подручного (нестандартного) материала позволяет существенно повысить интерес ребенка к деятельности. Данный комплекс игр помогает дошкольнику овладеть звукобуквенным анализом и синтезом, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, т. е. тех возможных достижений ребенка, которые отнесены к целевым ориентирам, определенных Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Необходимо отметить, что только целенаправленная и систематическая работа по развитию детей посредством дидактических игр будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию.
Таким образом, мы считаем, что дидактические игры являются мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста.
Д/И «Гусеничка»
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза; отработка слоговой структуры слова; развитие моторики пальцев рук.
Ход: ребенку предлагается назвать, что изображено на картинке, а затем нанизать на шнурочек соответствующую звуковую схему из предложенных киндеров.
Д/И «Разноцветные прищепки»
Цель: развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза; определение количества звуков и слогов в слове; развитие моторики пальцев рук.
Ход: ребенку предлагается назвать картинку (либо ребенок воспринимает слово на слух); из предложенных звуковых схем, воспитанник выбирает ту, которая по количеству звуков соответствует слову и «пристегивает» к ней прищепки, соответствующие по цвету звукам в заданном слове; затем ребенок определяет количество звуков и слогов в слове, находит прищепки с соответствующими цифрами и «пристегивает» их по краям.
Д/И «Играй! Схему к слову подбирай!»
Цель: развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза; определение количества гласных и согласных звуков в слове; развитие моторики пальцев рук.
Ход: ребенку необходимо прочитать слово на одной половинке киндер-яичка, а затем подобрать к нему вторую часть - со звуковой схемой.
Д/И «Веселые пальчики»
Цель: развитие навыка звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Правила игры: перед ребенком кладут слово. Он должен дать характеристику каждому звуку по порядку и надеть на пальчик вязаный колпачок в соответствии с характеристикой звука.
Д/И «Звуковые крышечки»
Цель: развивать фонематический слух и восприятие, учить выделять заданный звук на фоне слова, развивать языковой анализ и синтез.
Правила игры: перед ребенком кладут картинку или слово. Начиная с первого звука в слове ребенок дает ему характеристику. Выбирая соответствующую крышечку и закручивает ее на горлышко.