ЗУЛЬФИЯ саитова
НОД детей подготовительной группы «Мой любимый мордовский край»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающая: учить называть крупные реки Мордовии; учить составлять описательный рассказ на предложенную тему; учить называть животных, давать краткую описательную характеристику; учить собирать животное из геометрических фигур
Развивающая: развивать у детей умение выразительно читать стихотворения; внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы; развивать представления о многообразие природных ресурсов Мордовии; развивать интерес к художественно-эстетической стороне окружающего мира посредством изучения произведений мордовских писателей.
Публикация «НОД детей подготовительной группы „Мой любимый мордовский край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Мордовия
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательная: воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти другим на помощь; воспитать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Природа Мордовии», чтение стихов, рассказов, беседа о Мордовии.
Материалы и оборудование: диапроектор, презентация «Мой любимый мордовский край», мордовские народные костюмы, стихи и песни.
Воспитатель: Шумбратадо, ялгат! (Здравствуйте, друзья) Ребята, посмотрите, я одета в мордовский костюм и мы будем говорить о Мордовии. Наш край очень красивый. Поэты восторгались красотой природы, писали о ней. Ребята, скажите, кто такие поэты? (Ответы детей)
Послушайте, какое стихотворение о Мордовии написал Л. Норкин.
В России, средь березовых просторов,
Полянка есть – Мордовия моя.
Мордовия! Любимая навеки!
Моя полянка – сторона моя.
(Показ слайдов «Карта Мордовии», «Березовая роща»)
Воспитатель: С чем поэт сравнивает Мордовию? Где находится «полянка»? Почему средь березовых просторов? Как называется лес, в котором много берез? Послушайте, как А. Мартынов описывает березы.
Березки в лесу вдоль дороги
Под ручку, гурьбой молодой,
Как сестры, светлы, босоноги,
Бегут поутру за водой.
Воспитатель: Где растут березки? Березки какие? (Ответы детей). В Мордовии много полей, лесов, птиц и животных. Послушайте, как П. Черняев описывает природу Мордовии в своем стихотворении.
Мордовия моя – леса и пашни,
Цветов и птиц привольная страна.
Неужели стороны родимой краше
На свете есть другая сторона!
(Показ слайдов «Лес», «Поле»)
Воспитатель: Что поэт восхваляет в своем стихотворении? Леса какие? Поля какие? Почему леса богатые? (Ответы детей).
(Показ слайда «Луг»)
Воспитатель: посмотрите, какой замечательный луг. Какие цветы растут на нем? Глядя на такую красоту, что вам хотелось бы сделать? Какие чувства у вас вызывает такая красота? (Ответы детей). Давайте представим, что мы оказались на этом лугу, и немного порезвимся.
Физкультминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: В Мордовии много рек. Какие крупные реки Мордовии вы знаете? (Инсар, Мокша, Сура, Сивинь)
(Показ слайдов «Реки Мордовии»)
Воспитатель: Послушаете, как поэт описывает красоту реки Сивинь.
Сивинь, ты синеокая,
Журчишь, как песни поешь.
Ты светлая, широкая,
Без устали воды несешь.
Воспитатель: Как описывает поэт речку Сивинь? С чем он сравнивает журчание Сивини? Поэты описывают красоту природы не только в стихах, но и в рассказах.
Чтение отрывка из рассказа Ф. Атянина «Серебряное озеро»
«Наш дедушка снял свой помятый картуз и поклонился на четыре стороны.
Мы, ребятишки, с удивлением смотрели на старика. Поглядел он на нас и сказал с чувством: - Экая красота, губить жалко…
Огляделись и мы. Вокруг нас сосны прямехонькие, как свечки, стояли, стволы смолистые, крупные. Иголки шелестят под ногами, падают шишки: тук-тук! Будто свою песню поют…»
(Показ слайда «Сосновый бор»)
Воспитатель: Как называется лес, в котором много сосен? (Сосновый бор). Почему старик поклонился на четыре стороны? С чем писатель сравнивает сосны? (со свечками). Поэты также восхваляют красоту природы Мордовии в песнях.
Входит девочка в мордовском костюме.
Девочка: Шумбратадо, ялгат! (Здравствуйте, друзья) Меня прислала к вам Вирява-царица леса. Она просит вас расколдовать диких животных.
На доске плакат с изображением леса, но без диких животных.
Воспитатель: Ребята, посмотрите лес есть, а животных там нет. Нужно назвать животное, где оно живет, чем питается, как зовут его детенышей. Только после этого можно поставить его в лес.
Дети называют животных.
Воспитатель: Теперь предлагаю вам сыграть в игру «Собери животное»
Дети собирают животных из геометрических фигур.
Воспитатель: У каждого человека есть свой маленький уголок, его малая Родина. У каждого она одна. Как мама. Скажите, что такое Родина? (Ответы детей – место, где мы родились, где живут наши родители и т. д.)
(Показ презентации «Живи, Мордовия моя». Последний слайд – «Мордовский заповедник»).
Воспитатель: Поэты любовались красотой природы, писали о ней стихи, песни, рассказы. Эту красоту мы должны беречь. Более ста лет назад, был издан закон, который позволил создать в нашей республике заповедник имени П. Г. Смидовича, который расположен в близи города Темникова. В нем обитают около 60 видов крупных и мелких животных, 256 видов птиц, среди которых много очень редких, 46 видов речных и озерных рыб. Что же такое заповедник? (Ответы детей). Заповедник – это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, животные, птицы, насекомые, рыбы.
Воспитатель: Кто хочет прочитать стихотворение о красоте мордовской природы?
Дети читают стихи.
1. Живи, Мордовия моя,
Храни небесный свет.
Твои прекрасные поля
Осыпал лунный свет.
2. Живи, Мордовия моя,
Не зная горьких бед.
Мне без тебя в чужих краях
Другого счастья нет!
3. Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше края,
Чем наша славная мордовская земля!
Девочка: Спасибо вам, что помогли Виряве. Она приготовила вам угощение.
Девочка раздает угощение. Дети ее благодарят. Девочка уходит и прощается на мордовском языке. (Неямозонок – До свидания).