МААМ-картинки

Конспект занятия на тему «Мордовская кукла-оберег»

Николаева Татьяна
Конспект занятия на тему «Мордовская кукла-оберег»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия Тема : «Мордовская кукла оберег».

Программное содержание. Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке. Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке и добиваться их правильного произношения. Воспитывать любовь к эрзянскому языку.

Оборудование и материал: Кукла в национальном костюме.

Публикация «Конспект занятия на тему „Мордовская кукла-оберег“» размещена в разделах

Методические приемы: Беседа, ответы на вопросы, фонетическая зарядка, физкультминутка, д/и «Приветствие».

Словарная работа: Введение новых слов: няка,стядо, озадо; закрепление слов: шумбратадо, эйкакшт, вастомазонок; речевых образцов: шумбрат, Таня. Шумбрат, няка. Шумбратадо, эйкакшт!

Предварительная работа: Беседы о родном крае, рассматривание альбомов о Мордовии, знакомство с мордовским фольклором, разучивание мордовских народных игр, прослушивание аудиозаписей с мордовскими песнями.

Материал:

• Карточки с элементами мордовского орнамента

• Заготовки «кукол» для росписи

• Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки

Ход занятия.

В. Дети, мы с вами живем в республике Мордовия. Наша республика – частица нашей страны – России. В нашей стране много республик. Люди, которые живут в разных республиках России, разговаривают на своем родном языке.

В нашей республике есть свой родной язык – мордовский. Он подразделяется на две языковые группы - эрзя и мокша. Мордовский язык – очень красивый.

На мордовских языках выпускают газеты, журналы, телепередачи.

В. У каждого народа есть свой оберег у мордвы тоже есть кукла –оберег. И сегодня на занятие мы с вами изготовим такую куклу

Фонетическая зарядка.

«Кшт-кшт-кшт, шум-бра, шум-бра, шум-бра. (Дети произносят тихо, громко, индивидуально, хором).

В. Дети, посмотрите, кто к нам пришел?

Д. Кукла.

В. По-эрзянски слово кукла переводится «няка». (Хоровые и индивидуальные ответы).

В. Это кто? Те кие? – няка.

Наша гостья,а зовут нашу гостью Алдуня. Алдуня оказывается, умеет говорить по-эрзянски. Сейчас она поздоровается с вами.

К. Шумбратадо, эйкакшт.

В. Она сказала: «Здравствуйте, дети».

Давайте мы тоже с ней поздороваемся на эрзянском языке. Послушайте как:

– Шумбратадо, Алдуня. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

В. Ребята, посмотрите какое красивое платье на Алдунье, оно называется панар. Это традиционное мордовское платье, обратите внимание, какой красивый узор, большое разнообразие пуговок, ленточек, бусинок.

-Какие цвета, вы видите?

Дети:

Красный, зеленый, желтый, черный.

В. - Мордовскими узорами украшали, в основном, одежду и узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов : бог огня – Талава, богиня солнца – Чиава, богиня воды – Ведьава, хранительница леса – Верьява и другие. Украшая свою одежду узорами, люди просили защиту у своих богов.

В. А перед работой мы с вами проведем разминку. Послушайте мою команду:

– Дети, встаньте.

– Дети, садитесь. А теперь я буду говорить по-эрзянски.

– Эйкакшт, стядо.

– Эйкакшт, озадо.

В. Эйкакшт (ребята). А сейчас мы с вами будем делать своими руками куклу –обрег. Мы с вами рассмотрели традиционное платье мордовского костюма. Какие цвета преобладаю в костюме, какие есть украшения.

Воспитатель: - А теперь давайте пройдем за столы и прежде чем приступить к изготовлению кулы –оберег, скажите, как надо работать красками?

Д: - Аккуратно. Не надо набирать много воды и краски на кисточку.

В. - Приступайте к работе.

/Если детям нужна помощь, то воспитатель индивидуально помогает/

В. - Ребята, выставляйте свои работы на выставку.

Итог занятия.

В: - Ребята, посмотрите, какие красивые у вас получились унас куклы. Какие элементы орнамента вы использовали в своих работах?

Ответы детей.

В. - Какая кукла вам больше всего понравилась? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы, ребята, все молодцы! Наша гостья осталась очень довольна. Все ваши куклы получились яркими, красивыми.

В. Наша гостья Алдуня уходит и говорит вам: До свидания, дети! Вастомазонок, эйкакшт!

Д. Вастомазонок, няка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Кукла колокольчик — оберег для дома»Фотоотчет «Кукла колокольчик — оберег для дома» своими руками В нашем саду прошел первый мастер класс по изготовлению куклы колокольчик – оберег для дома. Очень подробно рассказала воспитатель.

Кукла-оберег «Масленица» своими рукамиКукла-оберег «Масленица» своими руками Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем немного времени остается до светлого, радостного праздника «Масленица». Масленица – это самый весёлый,.

Мастер-класс для педагогов «Кукла-оберег»Мастер-класс для педагогов «Кукла-оберег» Уважаемые, коллеги! Приближается праздник - 8 Марта. В дошкольных учреждениях работают в основном женщины. Так хочется, чтобы все женщины.

Мастер-класс «Кукла-оберег из ниток»Мастер-класс «Кукла-оберег из ниток» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Куклу-оберег (самоделку) можно использовать как украшение домашнего или выставочного интерьера,.

Мастер-класс «Кукла-оберег Мелиссушка»Мастер-класс «Кукла-оберег Мелиссушка» "Кукла - оберег Мелиссушка"- моё совместное творчество с дочерью! Мы живём в прекрасном мире! И наш мир прекрасен потому, что мы сами строим.

Мастер-класс «Кукла-оберег «Зерновушка»Мастер-класс «Кукла-оберег «Зерновушка» Символом достатка в славянской семье служила кукла-оберег Зерновушка, Крупеничка или Горошинка. Название куклы зависело от наполнителя.

Мастер-класс «Оберег  «Кукла Берегиня»Мастер-класс «Оберег  «Кукла Берегиня» Берегиня – это кукла добрых вестей Кукла имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. Солнышко лучистое Любят тебя дети Нет.

Мастер-класс «Пасхальная кукла-оберег»Мастер-класс «Пасхальная кукла-оберег» Пасха – любимый и почитаемый всеми православный праздник, он всегда был по-весеннему ярким и долгожданным! Пасхальные празднества длились.

Мастер-класс «Мордовская кукла»Мастер-класс «Мордовская кукла» Сегодня хотела бы поделиться мастер классом по пошиву мордовской куклы. для приобщение ребенка к национальной культуре: обычаям, традициям.

НОД «Народная кукла — оберег» НОД «Народная кукла — оберег» Задачи: -Формирование знаний о неоднозначности куклы в народных традициях (кукла-игрушка, кукла-оберег).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия на тему «Мордовская кукла-оберег»
Опубликовано: 27 октября 2022 в 20:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия на тему «Мордовская кукла-оберег»» (включая файлы) размещена пользователем Николаева Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД