Николаева Татьяна
Конспект занятия на тему «Мордовская кукла-оберег»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия Тема : «Мордовская кукла оберег».
Программное содержание. Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке. Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке и добиваться их правильного произношения. Воспитывать любовь к эрзянскому языку.
Оборудование и материал: Кукла в национальном костюме.
Публикация «Конспект занятия на тему „Мордовская кукла-оберег“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мордовия
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Методические приемы: Беседа, ответы на вопросы, фонетическая зарядка, физкультминутка, д/и «Приветствие».
Словарная работа: Введение новых слов: няка,стядо, озадо; закрепление слов: шумбратадо, эйкакшт, вастомазонок; речевых образцов: шумбрат, Таня. Шумбрат, няка. Шумбратадо, эйкакшт!
Предварительная работа: Беседы о родном крае, рассматривание альбомов о Мордовии, знакомство с мордовским фольклором, разучивание мордовских народных игр, прослушивание аудиозаписей с мордовскими песнями.
Материал:
• Карточки с элементами мордовского орнамента
• Заготовки «кукол» для росписи
• Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки
Ход занятия.
В. Дети, мы с вами живем в республике Мордовия. Наша республика – частица нашей страны – России. В нашей стране много республик. Люди, которые живут в разных республиках России, разговаривают на своем родном языке.
В нашей республике есть свой родной язык – мордовский. Он подразделяется на две языковые группы - эрзя и мокша. Мордовский язык – очень красивый.
На мордовских языках выпускают газеты, журналы, телепередачи.
В. У каждого народа есть свой оберег у мордвы тоже есть кукла –оберег. И сегодня на занятие мы с вами изготовим такую куклу
Фонетическая зарядка.
«Кшт-кшт-кшт, шум-бра, шум-бра, шум-бра. (Дети произносят тихо, громко, индивидуально, хором).
В. Дети, посмотрите, кто к нам пришел?
Д. Кукла.
В. По-эрзянски слово кукла переводится «няка». (Хоровые и индивидуальные ответы).
В. Это кто? Те кие? – няка.
Наша гостья,а зовут нашу гостью Алдуня. Алдуня оказывается, умеет говорить по-эрзянски. Сейчас она поздоровается с вами.
К. Шумбратадо, эйкакшт.
В. Она сказала: «Здравствуйте, дети».
Давайте мы тоже с ней поздороваемся на эрзянском языке. Послушайте как:
– Шумбратадо, Алдуня. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
В. Ребята, посмотрите какое красивое платье на Алдунье, оно называется панар. Это традиционное мордовское платье, обратите внимание, какой красивый узор, большое разнообразие пуговок, ленточек, бусинок.
-Какие цвета, вы видите?
Дети:
Красный, зеленый, желтый, черный.
В. - Мордовскими узорами украшали, в основном, одежду и узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов : бог огня – Талава, богиня солнца – Чиава, богиня воды – Ведьава, хранительница леса – Верьява и другие. Украшая свою одежду узорами, люди просили защиту у своих богов.
В. А перед работой мы с вами проведем разминку. Послушайте мою команду:
– Дети, встаньте.
– Дети, садитесь. А теперь я буду говорить по-эрзянски.
– Эйкакшт, стядо.
– Эйкакшт, озадо.
В. Эйкакшт (ребята). А сейчас мы с вами будем делать своими руками куклу –обрег. Мы с вами рассмотрели традиционное платье мордовского костюма. Какие цвета преобладаю в костюме, какие есть украшения.
Воспитатель: - А теперь давайте пройдем за столы и прежде чем приступить к изготовлению кулы –оберег, скажите, как надо работать красками?
Д: - Аккуратно. Не надо набирать много воды и краски на кисточку.
В. - Приступайте к работе.
/Если детям нужна помощь, то воспитатель индивидуально помогает/
В. - Ребята, выставляйте свои работы на выставку.
Итог занятия.
В: - Ребята, посмотрите, какие красивые у вас получились унас куклы. Какие элементы орнамента вы использовали в своих работах?
Ответы детей.
В. - Какая кукла вам больше всего понравилась? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы, ребята, все молодцы! Наша гостья осталась очень довольна. Все ваши куклы получились яркими, красивыми.
В. Наша гостья Алдуня уходит и говорит вам: До свидания, дети! Вастомазонок, эйкакшт!
Д. Вастомазонок, няка.