Екатерина Зубанева
Тренинг для замещающих семей «Моя семья в сказке «Теремок»
▼ Скачать +Заказ
Цели:
- выявление функционирования семейной системы;
- осознание родителями и детьми своего статуса и положения в семье;
- углубление самопознания и отработка социальной перцепции;
- выработка эффективной стратегии поведения родителя;
- регуляция взаимоотношений в семье.
Материал:
- наборы с фигурками (чёрно-белые контуры) сказочных персонажей (комар, мышка, лягушка, ёжик, заяц, волк, лиса, медведь);
- заготовки «теремков» с окошками;
- цветные карандаши, фломастеры;
- клей-карандаш;
- ножницы.
Публикация «Тренинг для замещающих семей „Моя семья в сказке „Теремок“» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Часть1: Работа с образами
Ведущий: уважаемые участники, все вы, наверное, помните сказку «Теремок».
О чём она?
Какой нравственный смысл можно из неё извлечь?
Какие пословицы могут отражать её суть? («В тесноте, да не в обиде», «Согласие крепче каменных стен»).
Как вы считаете, можно ли представить сказку «Теремок», как образ семьи?
Какие ощущения у вас возникают при таком сравнении? Кем бы вы себя ощущали среди такого количества разных героев? С какими героями вы можете себя сравнить?
Перед вами листы с несколькими сказочными героями. Внимательно рассмотрите картинки и выберите для себя наиболее понравившихся героев. Выберете того героя, с которым Вы ассоциируете себя. Он не раскрашен, чёрно-белый. Вы можете раскрасить фигурку так, как хотите. Возможно, вы захотите что-то дорисовать в ней, добавить какой-то элемент, какую-то деталь.
На обороте фигурки напишите отражающее вашу индивидуальность качество личности(«шустрая Мышка», «Лягушка – молчунья» и т. д.).
Участники выбирают героя и раскрашивают его.
Ведущий: Теперь возьмите того героя, который может отражать (быть похожим) на вашего супруга (супругу) (если таковые имеются). Тоже раскрасьте фигурку.
Далее, подберите каждому члену Вашей семьи ассоциативного сказочного героя, добавьте цвета, если хотите, можете оставить фигурки без изменений.
А теперь выберите фигурку героя, которая, по вашему мнению, может (или вы бы хотели) отражать вашего ребенка. Так же раскрасьте её. Можно взять несколько, если у вас нескольких детей.
Разложите все получившиеся фигурки перед собой.
Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на ваши фигурки?
Все ли вам в них нравится?
Хочется ли что-то изменить или добавить?
Можете ли вы сказать, почему вы выбрали именно этих героев?
Комментарий
Ведущему необходимо иметь дополнительные листы с фигурками животных, если участникам захочется взять несколько героев одного вида (две мышки, три лягушки и т. д.). Важно при выборе животных участниками ведущему не вмешиваться и не помогать, а отслеживать процесс выбора. Участники могут быть не довольны собственным выбором, говорить, что понравившейся персонаж у соседа на листе, жаловаться на нехватку героев и т. д.
Интересным диагностическим моментом, на который стоит обратить внимание в работе, является выбор героев из сказки участниками, составляющими реальную супружескую пару. Как жена представляет мужа, себя, ребенка и наоборот со стороны мужа. Есть ли сходства, какие различия? Каким цветом раскрашены, и какие дополнительные элементы внесены. Это можно обсудить непосредственно на занятии или перенести на индивидуальную консультацию.
Ведущий: Посмотрите внимательно на фигурку выбранного вами ребенка.
Похож ли он на кого-то из других членов в вашей семье?
Все ли вам в нём нравится?
Все ли вам нравится в вашем герое?
В герое вашего супруга?
Хотелось ли вам что-то изменить?
Ведущий: Итак, снова посмотрите на своих героев, вот какая у вас большая и дружная семья, не хватает только вашего дома – теремка.
Возьмите трафареты и расположите на листе ваших героев.
Участники распределяют героев на трафаретах теремка.
Комментарий
Ведущий наблюдает за процессом размещения фигурок. Кого и куда поместят участники? Где окажется приемный ребенок?
Ведущий: И так, всех разместили по комнатам. Внимательно посмотрите, всем ли нашлось место?
Где кто оказался?
Комфортно вы себя ощущаете?
Как, по вашему мнению, ощущают себя члены вашей семьи? Комфортно ли им?
Хочется ли вам что-либо поменять? Кого-то переместить?
Как, по вашему мнению, ощущает себя ребенок? Комфортно ли ему? Захотел бы он, по вашему мнению, что-либо изменить? Этого ли он хотел, когда представлял себе семью?
Комфортно ли тем, с кем он рядом?
Где вы находитесь по отношению к нему? Комфортно ли вам?
Так ли вы себе представляли «размещение»ребенка у вас дома?
Хочется ли вам что-то поменять?
Комментарий
На этом этапе ведущий выясняет позиции и представления родителей о принятии ребенка, его месте в семье, кто будет с ним рядом, комфортно ли его окружению, готовы ли другие члены семьи к принятию ребенка?
Часть 2:Инсценировка ситуации
Ведущий: Мы познакомились с разными семьями в «Теремках». Давайте проиграем нашу сказку, используя те качества, которые указаны у вас на обратной стороне ваших фигурок, каждый участник должен придать «колоритность» (характер действий) образам своих героев.
Эту часть занятия можно адаптировать под разные группы (семьи, в зависимости от ситуации, назревшего фонового запроса или запросов участников.
Инсценируется сказка.
Комментарий
Инсценировка ситуации. Главные герои из разных теремков (по желанию) собираются в одну семью для того что бы проиграть планируемую ситуацию. Участниками процесса являются все: и члены инсценировки, и наблюдающие. Здесь важным моментом, на который стоит обратить внимание ведущему, является то, как участники найдут общее, устроившее всех решение. Можно обратить внимание на поведение супружеских пар.
В работе с замещающими семьями эффективным является построение совместного теремка. Важно заметить, как члены семьи будут договариваться о расположении героев в совместном теремке, как договорятся об изменениях.
Возможные варианты инсценировок: режимные моменты в семье (завтрак, поход в магазин, выполнение домашнего задания и т. д., конфликтная ситуация в семье, праздник, игра с ребенком, болезнь ребенка.
Часть 3: Подведение итогов
Ведущий: Уважаемые участники процесса, какие возникли чувства и мысли в ходе работы? Дайте, пожалуйста, свой отклик. Предлагаю это обсудить.
Комфортно ли вы себя чувствовали в проигрываемых образах?
Всем ли героям было удобно на своих местах? Хотелось ли что-то изменить, сделать?
Комментарий №5
Если участники захотят после проигрывания что-то изменить и это, возможно, улучшит эмоциональное состояние некоторых участников, то, если позволяет время, важно рассмотреть всех представленных членов семьи, с обсуждением их чувств и позиций, с учетом их ролей по сказке «Теремок» (животные).
Устраивают ли всех их семейные роли? Какие трудности возникли в процессе инсценировки? Что было самое трудное? Трудно ли было просить что-то (у некоторых участников возникают затруднения в необходимости просить помощи).
Важно закончить инсценировку, «вернув» участников в положительное эмоциональное состояние.
Ведущий:
Итак, мы с вами на примере сказки, которую мы знаемс детства, представили модель семьи, где каждый герой особенный, как и член любой семьи, он имеет право на собственное мнение и отношения, с которыми нужно считаться. При этом можно и важно настроиться на сотрудничество в семье.
Процесс воспитания ребенка – осознанное желание обоих родителей, реализация которого потребует больших эмоционально-личностных, физических и материальных затрат.
Нравственный смысл в сказке «Теремок» можно раскрыть с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то или чему-то. Вот тут и начинаются противоречия. Родители в большей мере ориентируются на свои собственные желания и потребности, часто не учитывая мнения других членов семьи, хотя это может быть причиной трудностей взаимопониманий с ребенком.
Эффективность метода:
Экологичность этого метода позволяет применять игру-инсценировку «Теремок» со всеми категориями граждан, обращающихся к нам за помощью.
В работе используется несколько подходов: проективные методики; арт-терапия; элементы системных семейных психологических расстановок по Б. Хеллингеру; элементы психодраммы; генштальт-терапия.
Метод достаточно творческий: можно использовать по отдельности 1 и 2 этапы, моделируя ход работы в зависимости от запроса.
Диагностические, терапевтические возможности подхода позволяют психологу, работающему с запросом, облегчить и ускорить ход процесса и получить хорошие результаты.
Участники самого процесса получают понимание о реальных взаимоотношениях в семье, могут сменить тактику воспитания на более эффективную, решают конфликтные ситуации, осознают статус родителя.