Олеся Астанина
Консультация логопеда для родителей «Мой ребенок молчит: что делать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Советы логопеда : «Мой ребенок молчит : что делать?»
Некоторым родителям приходится сталкиваться с таким явлением как задержка речевого развития у ребенка. Как правило, до трехлетнего возраста задержку речевого развития называют темповой – это означает наличие у ребенка особенностей в созревании коры головного мозга, что и вызывает отставание, но в перспективе есть большая вероятность благоприятного исхода – ребенок заговорит, просто позже, чем его сверстники.
Публикация «Консультация логопеда для родителей „Мой ребенок молчит: что делать?“» размещена в разделах
Три года – это некая критическая точка. До этого возраста фразовая речь должна сформироваться. Если же в три года и после ребенок не строит хотя бы простые предложения, родителям не следует откладывать визит к специалистам, так как отсутствие речи после трех лет может привести в будущем к проблемам в обучении и различным комплексам, связанных с общением.
Важно понимать, что задача родителей – своевременно выявить проблемы в развитии своего ребенка.
Когда ребенок говорит, строит фразы, в его мозге образуются тысячи новых нейронных связей и процесс мышления активизируется. Когда мы задаем вопросы, просим вспомнить, предположить, придумать – все это сложные психические процессы, очень необходимые для развития мышления. И совершенно ясно, что это развитие существенно тормозится в том случае, когда малыш никак не выражает свои мысли, а наши вопросы игнорирует.
СОВЕТ №1
РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ
Способность к овладению речи – это врожденная особенность каждого человека. Развитие речи начинается с момента рождения, а современные психологи убеждены, что речь развивается еще в утробе. Поэтому очень важно с первых дней жизни ребенка разговаривать с ним.
Помогут следующие приемы:
– проговаривайте ребенку все ваши действия : «сейчас я буду тебя купать, я осторожно опущу тебя в ванну и буду держать крепко-крепко. Какая теплая водичка! Мой сыночек купается. Мы моем ножки, моем ручки, животик, спинку. Ай, какая приятная водичка!» и т. д. С непривычки это кажется странным, но постепенно такое общение станет частью вашей жизни;
– рассказывайте ребенку сказки и стихи. Длинные произведения детских (и не только) поэтов – это просто спасение в первые годы жизни малыша. Вам достаточно заучить пару стихов – «Сказку про мышонка» С. Маршака, стихотворение «Машенька» А. Барто или вступление к поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый», например, и вам всегда будет что рассказать ребенку;
– хорошо, когда с ребенком разговаривают и другие люди. Расширяйте круг общения, выходите в люди, приглашайте гостей.
СОВЕТ №2
ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ
И сами отвечайте на них в том случае, если ребенок еще совсем не говорит. Важно то, что вы показываете ребенку модель диалога – «вопрос-ответ», а также побуждаете его задуматься над ответом. Интересуйтесь тем, чем занимается ребенок, что он делал на прогулке с папой, что он видел, что ему понравилось.
СОВЕТ №3
РАЗЫГРЫВАЙТЕ СЦЕНКИ
Если коммуникация с ребенком никак не налаживается, вместе с другим домочадцем разыгрывайте сценки общения в присутствии ребенка. Например, просите мужа показать вам предметы, которые вы называете или просите его дать вам какую-то игрушку. Говорите эмоционально, ярко, чтобы привлечь внимание малыша.
СОВЕТ №4
СТИМУЛИРУЙТЕ РЕЧЬ РЕБЕНКА
Логопеды используют такой термин как «растормаживание речи». На деле они буквально «вытягивают» слова из маленьких молчунов. Для этого помогают следующие приемы. Покажите ребенку игрушку, но не сразу давайте, а скажите, что он должен попросить: «Скажи «Дай!»». Естественно, не стоит долго настаивать на этом, подождите несколько секунд, а потом дайте.
Когда малыш просит вас о чем-то (тянет за рукав, мычит, а вы, как чуткий родитель, с полувзгляда понимаете то, что он хочет, не выполняйте его просьбу сразу. Произнесите за него, то что следует сказать: «Ты хочешь почитать книгу? Скажи: «Я хочу читать»».
Спрячьте игрушку в коробку, затем показывая только ее маленькую часть спрашивайте: «Что это?» – «Машина!».
СОВЕТ №5
Делайте упор не на развитие словарного запаса, а на развитие фразовой речи
Для этого следует обогащать речь ребенка не только существительными, но и другими частями речи. Особенное внимание стоит уделить глаголам. Логопеды утверждают, что для того, чтобы ребенок начал строить фразы, он должен иметь в пассивном словаре не менее 25 глаголов. Задавайте ребенку вопросы о том, что он делает : «Что ты делаешь?» – «Я ем». «Что ты делаешь? – «Снимаю шапку». Рассматривайте картинки в книге и спрашивайте про персонажей: «Что медведь делает?» – «Спит», «Что мальчик делает?» – «Бежит».
Поведайте ребенку о том, что предметы бывают большими и маленькими, длинными и короткими, толстыми и тонкими, высокими и низкими, мягкими и твердыми, горячими и холодными, гладкими и шершавыми. Для этого воспользуйтесь моделями, хорошо демонстрирующими данные свойства: кубики – большой и маленький, веревочки – длинная и короткая, палки – толстая и тонкая. Сравнивайте предметы, спрашивайте про них. «Этот дом какой?» – «Высокий», «А этот?» – «Низкий».
Задавайте ребенку вопросы, которые будут побуждать его использовать местоимения. «Кто построил пирамидку?» – «Я». «Это чья машина?» – «Моя» и т. д.
Не забудьте про указательные местоимения: «вот», «сюда», «туда», «здесь», «там». Активно используйте их в своей речи, общаясь с малышом.
СОВЕТ №6
РАЗВИВАЙТЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК
Очень распространенный совет, который дают всем родителям детей с задержкой психо-речевого развития. Но проблема заключается в том, что у таких малышей нет хорошей координации движений и справляться со шнуровками, бусинами и мозаиками им сложно. Ищите то, что подойдет вашему ребенку – перекладывайте и перебирайте горох, фасоль, макароны, камешки, купите самую крупную мозаику, любой понравившийся конструктор.
Руководствуйтесь принципом от простого к сложному и рано или поздно маленькие пальчики начнут слушаться. Кроме того, делайте массаж для маленьких ручек. Аккуратно разминайте пальчики, рисуйте ребенку на ладошке, водите массажным мячиком.
СОВЕТ №7
ЧИТАЙТЕ РЕБЕНКУ КНИГИ
Чтение – это диалог. Диалог с книгой, с персонажами, ребенка с вами. Начинайте с самых простых книг, лучше с книг-картинок. Своими словами и довольно эмоционально рассказывайте ребенку то, что видите на изображениях. Если малыш совсем не хочет слушать и уходит, то просто открывайте книгу и читайте по пять-десять минут. Постепенно малыш приобщится к чтению и станет заядлым книголюбом.
СОВЕТ №8
НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ТИШИНОЙ
Оказывается, это тоже очень важный момент в развитии речи ребенка. Часто родители прибегают к тому, чтобы ребенок постоянно слушал фоном музыку или сказки, также в доме беспрерывно может быть включен телевизор. Дело в том, что в песнях или в телевизионном потоке речи слова звучат быстро и неразборчиво. Ребенок не может понять смысла речи и учится «отключаться» от нее. Поэтому не злоупотребляйте фоновым звучанием из каких-либо источников, особенно в те моменты, когда вы сами общаетесь с ребенком, играете с ним.
СОВЕТ №9
НЕ СДАВАЙТЕСЬ!
Это последний и самый главный совет. Отсутствие речи, как правило, сопровождается и рядом других трудностей. Ребенок может быть очень замкнутым, стеснительным, иметь трудности с вниманием, концентрацией, любые занятия даются ему с трудом. И зачастую дети быстро теряют интерес к попыткам провести какие-либо упражнения, и у родителей опускаются руки. Но сдаваться – это не выход. Важно регулярно предлагать ребенку материалы для развития речи, мышления, моторики, чаще играть с ним и просто разговаривать. Рано или поздно наступит момент, когда маленький молчун откликнется на ваше предложение позаниматься, да еще и будет делать это с большим интересом, а там и до разговоров по душам недалеко.