Алена Николайчук
Занятие «Мой край в декоративно-прикладном искусстве. Хохломская роспись с использованием нетрадиционной техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Мой край в декоративно-прикладном искусстве. Хохломская роспись с использованием нетрадиционной техники рисования.»
Образовательная область: художественное творчество.
Цель: знакомство детей с традиционными видами народно-прикладного искусства
Задачи:
1. Образовательные
Публикация «Занятие „Мой край в декоративно-прикладном искусстве, Хохломская роспись с использованием нетрадиционной техники рисования“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нетрадиционные техники рисования
- Республика, область, край. Список городов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;
2. Развивающие
• развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
• Учить рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя нетрадиционную технику рисования с использованием ватной палочки.
• Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета, умение передавать колорит хохломской росписи.
3. Воспитательные
• воспитывать умения работать в коллективе;
• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народно – прикладному искусству;
• воспитывать уважение к творчеству народных умельцев.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье».
Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель; возникновения промыслов, изготовлении предметов и росписи; рассматривание игрушек иллюстраций, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве, труде.
Методические приемы:
- Словесный: вопросы, объяснения, анализ, поощрения
- Игровой: игра: «Ручеек»
- Наглядный: выставка народно-прикладного искусства «Дымково», «Городец», «Гжель», «Хохлома», иллюстрации, демонстрационный материал (видео-загадки о народных промыслах, аудиозаписи «Русские народные мелодии».
Раздаточный материал: Картонные заготовки, гуашь, кисть с тонким и толстым кончиком, ватные палочки, баночка с водой, салфетка, палитра.
Ход занятия:
Дети под русскую народную музыку входят в группу вместе с воспитателем в русском народном костюме.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу
Улыбки подарим гостям,
К уроку готовы? Тогда за работу
Удачи желаю всем нам!
Воспитатель приглашает детей осмотреть мини- выставку.
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки - лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки.
И Павловские все в цветах платки
Синь озер голубых, белые снега,
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку, всяк и млад и стар.
- Ребята, а вы любите сказки? Какие волшебные сказки вы знаете? (ответы детей). Сегодня пришла пора познакомить вас с еще одной поучительной сказкой.
Рассказывание сказки «Марья - искусница»:
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. Дарила Марья своими умениями красоту и радость людям. И прозвали ее за это Марья – искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить, чтобы отнять у людей красоту и радость. Налетел, схватил Марью и понес ее Кощей в свое царство. А Марья – искусница обернулась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе.
Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, даря людям красоту и радость.
-Ребята, давайте посмотрим и угадаем, куда упало первое перышко.
(Просмотр первой видео-загадки)
«Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней.
И всадники и ребятня,
А ну, отгадайте кто я!»
(Дымковская игрушка, село Дымково)
- А вы, ребята, знаете, что делают дымковские мастера?
Ответы детей: Дымковские мастера делают игрушки из глины и расписывают их разными узорами.
-Ребята, давайте посмотрим и угадаем, куда упало второе перышко.
«Желтый вечер-черный конь
И купавки как огонь
Смотрят птицы из ларца
Чудо- роспись … Городца»
(Городецкая роспись, город Городец)
-Ребята, кто ответит, чем прославились городецкие мастера?
Ответы детей: Городецкие мастера расписывают деревянные изделия красками. Это посуда, мебель.
-Ребята, давайте посмотрим и угадаем, куда упало третье перышко.
«Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми»
(Гжель, деревня Гжель)
-Ребята, а чем же так знамениты гжельские мастера?
Ответы детей: Гжельские мастера делают из белой глины посуду и игрушки и расписывают их голубовато – синей краской.
Увидел Кощей, что Марья –искусница перья бросает на землю, и задумал, чтобы исчезли с земли мастера и мастерицы, и память об их мастерстве стерлась из памяти поколений. А как исчезнут мастера и рукодельницы, вот тогда уйдут с земли красота и радость. Такое страшное заклятье решил наложить Кощей.
Чтобы не сбылось заклятье Кощея, надо нам, ребята, мастеров поискать, да научиться у них делу. А поможет нам в этом волшебный ручеек. Встанем в круг для превращения и произнесем волшебные слова:
Мой волшебный ручеек,
Много знаешь ты дорог.
Быстро весело беги,
К мастерам нас приведи.
Игра «Ручеек»
-Куда это привел нас ручеек? (Просмотр видео-загадки)
«Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые»
(Хохлома, село Хохлома)
-Ребята, давайте посмотрим, что вы знаете о Хохломской росписи.
1. Почему хохлому называют Золотая хохлома? (основной фон росписи – золотой)
2. Откуда мастера хохломской росписи брали свои узоры? (из природы, собирали гербарии, сами придумывали сказочные узоры)
3. Назовите элементы хохломской росписи? (ведущий стебель-криуль, травинки, капельки, усики, завитки, листья, ягоды, ветки)
4. Назовите основные цвета хохломской росписи? (золотой, красный, черный, зеленый).
-Молодцы, как много вы знаете о Хохломской росписи!
-Ой, ребята, а что это за сундучок, такой красивый!
(Воспитатель достает записку и читает: «Дорогие ребята, помогите нам! Если вы распишите эти заготовки, то заклятье Кощея снимется)
Дети садятся за столы.
-Ребята, сегодня вы будете художниками по хохломской росписи. На доске вывешены элементы росписи, а какой узор наносить – вы придумаете сами. Напоминаю, что вначале я рекомендую простым карандашом нанести узор, а затем красками расписать его. Давайте правильно возьмем кисточку тремя пальцами (показать). Все элементы выполняются кисточкой движением на. (себя). На столах лежат ватные палочки, ими хорошо наносить мелкие ягодки, они ложатся ровно и красиво. Не забудьте использовать палитру, чтобы на кисточке не было лишней краски. А теперь приступаем к работе.
Звучат русские народные мелодии.
-Не спешите, помните пословицы, которые придумал русский народ о тех, кто спешит. (Поспешишь — людей насмешишь.)
Итог занятия:
Посмотрите на свои работы и скажите, все ли у вас получилось, что вы задумали? возникли ли у вас трудности?
Замечательные работы у вас получились!
-Ой, ребята, посмотрите в нашей группе появился волшебный сундучок! Посмотрим, что в нем!
Воспитатель открывает сундучок, а там лежать леденцы на палочке.
-Дети, это Мастера решили вас отблагодарили за помощь.
-А сейчас скажем всем до свиданья!