Виктория Кузнецова
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на базе темы «Мой город Надым»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи на базе темы «Мой город».
Коррекционно-образовательные задачи:
•упражнять детей в составлении предложений с различными предлогами с опорой на сюжетные картины,
•совершенствовать процессы словообразования, словоизменения,
•упражнять в составлении схемы предложения,
•закреплять навыки звукового анализа и синтеза слова,
•активизировать словарь по теме «Город Надым».
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на базе темы „Мой город Надым“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
•совершенствовать грамматический строй речи,
•развивать фонематический слух,
•координацию речи с движением,
•активизировать мыслительную деятельность, слуховое внимание, зрительное восприятие, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
•формировать положительную установку детей на участие в занятии,
•навыки сотрудничества, взаимопроверки, самостоятельности,
•способствовать формированию познавательной активности,
•прививать любовь к городу.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни Э. Ахмедова «Песня школьников Надыма», мяч.
Материалы: сюжетные картины «Надым»; два памятника других мест, памятник – стела; буквы «Надым»; схема предложения "Мы живем в городе Надыме".
Индивидуальный раздаточный материал: карточки «Зашумленные предметы», схемы предложения, карточки с двумя звуковыми схемами (слова «Надым», неверная схема, карточки с фотографиями объектов, искорки, медали «Почетный надымчанин».
Ход занятия.
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
- Сегодня у нас необычное занятие. О чем занятие, вы узнаете, когда прослушаете отрывок из песни.
Аудиозапись «Песня школьников Надыма» Э. Б. Ахмедова.
- Догадались, о чем занятие? (О г. Надыме.)
- Перед вами фотографии памятников, посмотрите и скажите, какой из этих памятников есть в Надыме?(Памятник-стела)
- Внимательно посмотрите, эта фотография полностью соответствует настоящему памятнику? (Нет названия города.)
- Верно. Все буквы растерялись. Чтобы их найти, нужно выполнить задания.
2. Согласование прилагательного с существительным во множественном числе, родительном падеже.
- Итак, первое задание. Перед нами фотографии города Надыма. Каких объектов много в Надыме? (В Надыме много многоэтажных домов, детских площадок)
- Давайте поиграем в знакомую игру «Один-много». Только сегодня вы сами должны назвать какой предмет и много каких предметов.
(Дети берут карточку «Зашумленные предметы» и называют: Зеленый лист – много зеленых листьев,)
Последняя карточка оказывается с буквой
- Посмотрите вот и буква "Д".
3. Образование сложных слов путем слияния двух основ.
- Следующее задание. Вспомните и назовите улицы города.
- Название какой улицы состоит из двух слов? (Улица Геологоразведчиков: геологи и разведчики.).
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Сложные слова» (мяч). Я называю 2 слова, вы из них составляете одно:
трубы – проводит (трубопровод), газ – проводит (газопровод), нефть – проводит, везде ходит, снег – ходит, снег – падает, сам – летает, вода - падает.
- А вот и следующая буква"Н". Молодцы. Умеете составлять сложные слова.
4. Составление схемы предложения.
- Что можно составить из слов: мы, жить, в, город Надым. (Можно составить предложение: Мы живем в городе Надыме.)
- Что мы должны помнить о предложении?
- Сколько слов в предложении?
- Выложите схему предложения. (Самостоятельное выкладывание схемы предложения.)
5. Звуковой анализ слова «Надым».
- Назовите последнее слово в предложении. (Надым)
- Сколько слогов в слове? Первый слог? Второй?
- Назовите по порядку звуки в слове «Надым».
- Назовите первый звук и дайте ему характеристику. Второй, …
- Возьмите карточку, обведите верную звуковую схему слова «Надым».
- Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга.
- Под какой буквой верная схема? (Под буквой А.)
- Правильно. Вот мы и нашли следующую букву "А".
6. Физ. минутка.
- Давайте встанем и прогуляемся по нашему городу:
Мы, по городу шагаем,
Много видим, называем (марширование на месте):
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья и кусты.
7. Составление предложений по сюжетным картинам.
- Отдохнули, переходим к следующему заданию. Присаживайтесь и берите индивидуальные карточки.
- Фотограф сделал снимки нашего города. Составьте предложения с предлогами по фотографиям. (Дети составляют предложения с опорой на фотографии и по очереди проговаривают.)
За гостиницей «Айсберг» находится озеро.
Дети несут цветы к памятнику погибшим воинам.
Возле детского сада «Елочка» находится парк.
В парке много хвойных деревьев.
Возле бульвара Стрижова ставят Новогоднюю елку.
Перед Домом Культуры Прометей много скамеек.
Перед магазинами посажены клумбы с цветами.
Вокруг больницы много деревьев.
- Какой предлог использовал Вова? (после каждого предложения вопрос к детям)
- Как много красивых предложений вы составили о родном городе. Видно, что любите свой город. Вы пуолучаете букву.
8. Образование сравнительной степени прилагательных, дидактическая игра «Что у нас, а что у вас?»[/i]
- А к нам в детский сад пришло письмо от детей другого северного города и они пишут: «Мы любим наш город, он самый красивый».
- Да, то место, где человек живет, ему кажется самым красивым и родным. А нам кажется, что наш город еще красивее. Я зажигаю первую искорку, как символ моей любви к Надыму (логопед прикрепляет искорку над фотографией города), а вы продолжите.
Логопед зачитывает первую часть предложения, дети по очереди называют вторую часть с прилагательным сравнительной степени и прикрепляют на доску над городом звездочку:
- Они пишут: В нашем городе деревья высокие, а в нашем еще выше.
В нашем городе улицы длинные, а в нашем еще длиннее.
В нашем городе дома большие, …
В нашем городе люди добрые, …
В нашем городе парки красивые, …
В нашем городе фонари яркие, …
В нашем городе праздники веселые, …
В нашем городе дороги чистые, …
- Посмотрите, сколько мы зажгли искорок над Надымом. Вот и последняя буква (среди искр оказывается буква).
9. Составление слова «Надым».
- Мы выполнили все задания и наверное уже сможем восстановим слово. Какое слово? (Слово «Надым».)
Логопед кладет буквы на стол. Дети выкладывают слово «Надым» на столе, логопед прикрепляет надпись к памятнику "Стелла".
10. Подведение итогов, оценка деятельности детей.
- За то, что вы любите свой город и так много о нем знаете, каждый из вас награждается званием «Почетный надымчанин» и получает медаль.
Логопед вручает медали «Почетный надымчанин».