Елена Викторовна Дахно
Моделирование воспитательно-образовательного процесса как средство формирования образа «Я» здорового ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Моделирование воспитательно-образовательного процесса –
как средство формирования образа «Я» здорового ребенка»
/передовая технология/
Содержание дошкольного образования предусматривает тесное взаимодействие взаимодействующих процессов : обучение, просвещение, индивидуального подхода и организации социального опыта детей.
Публикация «Моделирование воспитательно-образовательного процесса как средство формирования образа „Я“ здорового ребенка» размещена в разделах
Важным источником знаний, социального опыта и развития является среда пребывания дошкольника. Поэтому необходимо, чтобы среда была развивающей и способствовала проявлению разных видов активности ребенка / в нашем случае - физической/.
I. Обеспечение чувства психологической защищенности /доверие ребенка к миру/
2. Радости существования /психологическое здоровье/
3. Развитие индивидуального "Я" ребенка.
Физическое развитие предполагает становление ценностей здорового образа жизни, совершенствование двигательной активности ребенка, развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях. Становлению ценностей здорового образа жизни способствуют взрослые, прививая бережное отношение к своему организму, представления о том, что полезно и что вредно для здоровья, помогая овладевать необходимыми гигиеническими навыками. В этих целях воспитывается привычка к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня.
Взрослые моделируют ситуацию и создают возможность для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях : закаливающее процедурах, утренней гимнастике, месячниках здоровья. Помогают детям осознать пользу рационального питания и соблюдение соответствующих правил. Моделируя образовательный процесс физического воспитания, взрослые развивают у ребенка интерес к различным видам спорта: плаванию, катание на лыжах, катание на велосипеде, способствуют психическому развитию ребенка : воле, целеустремленности, смелости.
На занятиях физкультурой необходимо варьировать нагрузку в соответствии с состоянием здоровья и физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за их самочувствием.
На примере наш детский сад. Как только заговорили о понятии "развивающая среда" мы столкнулись с рядом проблем, что такое, с чем это едят?/речь идет о физическом воспитании/.Да и смоделировать у себя эту развивающую среду казалось делом непонятным.
Но наши воспитатели быстро соориентировались и во всех видах деятельности стали моделировать те миниусловия, в которые попадают взрослый человек в обычной жизни. Т. о. наши дошкольники были обеспечены условиями, способствующими развитию у них собственных физических возможностей в окружающей мире посредством комплекса самостоятельно-осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранения своего здоровья.
Моделирование среды и наполненности ее разнообразным оборудованием дают возможность ребенку реализовать потребности в самостоятельных движениях. В физкультурном зале имеется все необходимое :тренажеры, спортивный инвентарь, физкультурный комплекс, магнитофон. Среда изменила личностное взаимодействие, придав ему характер сотрудничества, сотворчества взаимопонимания, доверительности
Насыщение двигательной деятельности народными подвижными играми способствует накоплению их двигательного опыта, развитию способов самоорганизации. К примеру взять занятие "Русь богатырская" После него дети еще долго играли самостоятельно в богатырей и на занятиях и на прогулках. В самостоятельной двигательной активности происходит самовыражение внутреннего мира ребенка посредством движений, осознание ценности своего здоровья, саморегуляции и самоконтроль здоровья.
Благодаря наличия программы было смоделировано использование музыкально-ритмических занятий в физвоспитании. Программа включает в себя мини программы в форме сюжетно-ролевых игр под музыку. Ее цель - способствовать развитию двигательных и психических способностей детей дошкольного возраста. 3а этой программой стоит большая работа муз. руководителя и воспитателей, поэтому все это в стадии становления, углубления, совершенствования.
Чтобы помочь ребенку найти себя в движении, проводим обследование двигательной деятельности детей, определяем их спортивные интересы и способности, организовываем спортивные праздники и спартакиады. Совместная работа воспитателей и муз. руководителя на занятиях, вне занятий, на спортивных праздниках позволяет грамотно вести эту работу.
Разрабатываем всю систему занятий /т. е. моделируем образовательный процесс/, исходя из условий нашего образовательного учреждения, спортивной базы.
Совместными усилиями помогаем детям находить свое "Я" в движении, чтобы в последствии они могли с любовью, в соответствии с потребностями своего организма систематически заниматься физическими упражнениями или каким-либо видом спорта уже самостоятельно,
Возвращаясь к общим понятиям моделирование образовательного процесса по физвоспитанию, хочется заметить, что воспитание потребности в здоровом образе жизни должно осуществлять по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и вредно для организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Каждое направление реализовывается серией систематических мероприятий. определяя минимум, норма и максимум. Часть задач постепенно усложняется, часть остается неизменной для детей любого возраста.