оксана оксана
«Мне посчастливилось родиться на Руси». Проект программы патриотического и правового воспитания детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта :Воробьева О. Н., старший воспитатель; Бобкова Е. Н., педагог – психолог; Гасиляускене Л. Н., воспитатель : .
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика дошкольника
1.2. Обоснование актуальности программы
1.3. Законодательно – нормативное обеспечение программы
1.4. Цели и задачи программы
1.5. Основные направления работы
1.6. Педагогические принципы
1.7. Формы и методы
1.8. Условия реализации программы
1.9. Предполагаемый результат
Публикация «„Мне посчастливилось родиться на Руси“, Проект программы патриотического и правового воспитания детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
1.10. Диагностика
1.11. Контрольно – оценочный блок
2. Содержание работы
3. Перспективно – тематический план
Заключение
Литература
Приложения
Проект программы патриотического и правового воспитания детей старшего дошкольного возраста «МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ НА РУСИ».
Данный проект программы является доработанным и обновлённым вариантом проекта программы патриотического и правового воспитания детей старшего дошкольного возраста «МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ НА РУСИ» - 2010 года в связи с выходом новых Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Как у маленького деревца, еле
поднявшегося над землёй, заботливый
садовник укрепляет корень, от
мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких
десятилетий, так учитель должен
заботиться о воспитании у своих
детей чувства безграничной любви к
Родине».
В. А. Сухомлинский
Введение
Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, историей, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. / «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Нравственно-патриотическое и правовое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т. д.
В патриотическом и правовом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Важно привить детям понимание того, что они могут повлиять на жизнь своей страны, став законопослушными гражданами, участвующими в событиях, в том числе в выборах.
I блок: Характеристика дошкольника
(НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦЦИ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ И ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ :
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва").
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т. д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т. д.).
II блок: Обоснование актуальности программы
Почему возникла необходимость в разработке программы?
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага., День единства, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»- телеманию, виртаманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети- будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития., в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.
1. В программах, по которым работает коллектив детского сада определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
2. Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно- патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем. что чувство патриотизма по содержанию многогранно- это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.
3. Особенности дошкольного возраста- эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышаны рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <. > воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
Актуальность создания данной программы очевидна. В современном обществе были утеряны общие цели, которые были очевидны при социализме.
МДОУ Детский сад № 4 «Сказка» работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание- часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т. к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
III блок: Законодательно – нормативное обеспечение программы.
При написании программы мы опирались на следующие нормативные документы:
1. Закон «Об образовании РФ»;
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422;
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
4. Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года);
5. Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году;
IV блок: Цели и задачи программы
Цели программы :
1. Заложить основы свободной личности, любящей других людей, родную природу и окружающий рукотворный мир
2. Формировать у ребёнка необходимые представления о своих правах.
Задачи патриотического воспитания :
- формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- воспитывать основы социально – нравственной сферы чувств, представлений, отношений;
- побуждать в детях любовь к родной земле, черты русского национального характера;
- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
Задачи правового воспитания :
- ознакомление ребёнка в доступной форме с его правами, через знакомство со статьями Конвенции о правах ребёнка;
- закрепление представлений о своих правах в занятиях по различным разделам образовательной программы : развитие речи, изобразительная дятельность, конструирование и др. ;
- закрепление представление о своих правах в различных видах детской деятельности (экскурсии, прогулки, опытно – исследовательская, беседы, художественная литература)
- дать возможность применить полученные знания в практической деятельности – творческие развивающие игры, межличностное общение, праздники и развлечения.
V блок: Основные направления работы.
Программа реализуется по следующим направлениям :
1. Воспитание любви к родному дому: семье, малой родине – городу и большой Родине.
2. Приобщение детей к основам национальной культуре, быта и развития межличностных отношений.
3. Развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями
Таким образом, решая задачи патриотического и правового воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями Уральского региона и особенностями детей своей группы, учитывая следующие принципы:
VI блок: Педагогические принципы:
гуманизации воспитательной работы
ненасилия
интеграция
целостность педагогического процесса
полноты
единства мировой национальной культуры
позитивного взаимодействия с различными социальными институтами
от близкого к отдалённому
от общего к частному где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего – то общего (а не само по себе, что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания
опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, в д/с, годе, стране, мире
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Факторы, влияющие на эффективность внедрения данной программы :
тесного сотрудничества участников образовательного процесса
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
VII блок. Формы и методы
Задачи патриотического и правового воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работа по патриотическому и правовому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов:
- Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей является непосредственно организованная деятельность - тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д. Занятия (темы по ознакомлению с государственной символикой России, Свердловской обл. и г. Новая Ляля; история возникновения г. Новая Ляля, Москвы, традиции семей, народные традиции) включаются в раздел «Ребёнок и окружающий мир»
- творческие проекты
- обрядовые и календарные праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «День защитника отечества», «День Победы», «День защиты детей», «Лыжня России»
- экскурсии в краеведческий музей города, к памятным местам и достопримечательностям города Новая Ляля.
- тематические досуги: «День матери», «Уральская земля», Святки (с использованием песен Уральского региона, «Мамочка моя», «Фестиваль патриотической песни»
- ежегодные тематические дни, недели: «День здоровья», «Патриотическая неделя», «Масленичная неделя», «День космонавтики»;
- фотовыставка в группах «Достопримечательности родного города»
- шефство над колодцем «Лесхозовский» (уборка и оформление прилегающей территории, оформление плакатов с призывами и лозунгами и т. д.)
VIII блок. Условия для реализации программы :
музыкальный зал, оснащенный необходимым оборудованием и музыкальными инструментами;
уголок крестьянского быта (экспонаты старинной кухонной утвари, одежды, женского рукоделия, русская печь и др. ;
мини – музей «Они защищали Родину»;
изостудия.
IX блок. Предполагаемый результат
Данная программа предусматривает то, что в процессе освоения ребёнком её содержания осуществляеся его социализация в окружающем мире, происходит осознание отношения к себе, к другим людям, к природе, к окржающему предметному миру и явлениям общественной жизни
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д., свои права и обязанности перед общетвом.
X блок. Диагностика (мониторинг)
Задачи:
• Анализ полученных результатов (мониторинг)
• Анализ эффективности мероприятий
• Контроль за проведением мероприятий
• Анализ полученных результатов
• Внесение коррективов в программу на основе полученных результатов
Результаты диагностики оцениваются по трё м точкам:
Выше возрастной нормы
Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно- климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Соответствует возрастной норме
Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно - климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Ниже возрастной нормы
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно- климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки
Таблица с показателями в приложении №3
Диагностика проводится 2 раза в год: в ноябре в мае. В соответствии с результатами первой диагностики организуется дальнейшая работа – индивидуальная или групповая.
XI. Контрольно- оценочный блок
1. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Организацию и координацию деятельности по реализации программы осуществляет заведующий ДОУ и старший воспитатель, согласно плану работы
• Контроль за проведением плановых мероприятий
• Отчет о реализации программы на педсовете
• Корректировка содержания планов.
2. Оценка эффективности реализации программы
- положительное отношение к родному краю
-улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей)
- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу
- проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике
-готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга
- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников
Содержание работы
по патриотическому и правовому воспитанию
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Я и моя семья", "Детский сад", «Родной город», «Наша Родина», «Мои права». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники, беседы, собрания, консультации для родителей.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Систему работы можно представить следующим образом:
сроки Тематический блок
Я и моя семья
Детский сад Родной город Наша Родина Мои права
сентябрь Беседа с детьми о членах семьи (папе, маме, бабушке, дедушке, братьях и сёстрах) Осмотр помещения группы.
Целевая прогулка по территории детского сада.
Беседа о работе помощника в воспитателя.
Знакомство с работой заведующей д/с. Целевая прогулка по близлежащим улицам. Правила перехода через улицу.
Занятия: «История возникновения родного города».
Беседа о Новолялинском районе.
Беседа о названиях улиц г. Новая Ляля. Беседа о том, как и где дети провели лето, как добирались.
Рассматривание иллюстраций о природе России.
Рассматривание предметом народно – прикладного искусства. Рассказ о хохломских изделиях.
Беседа о русских народных сказках. Беседа об обязанностях членов семьи
Беседа о заботе взрослых членов семьи о детях чтение рассказа В. Осеевой «Печенье».
октябрь Рассматривание семейных фотоальбомов, принесённых детьми.
Беседа о том, где работают взрослые члены семьи.
Домашнее задание: Придумать вместе с родителями герб своей семьи.
Рассматривание рисунков, гербов семьи. Целевое посещение младшей группы д/с.
Беседа о д/с.
Работа на участке свое группы.
Знакомство с трудом завхоза д/с. Беседа о названиях улиц г. Новая Ляля.
Изготовление детьми макета своего микрорайона.
Беседа о памятниках г. Новая Ляля и о людях прославивших наш город (Неизвестному солдату, обелиск Славы, Памятник Ленину, Мемориальная доска на СОШ № 4) Занятие «Беседа о Москве».
Беседа о городах России.
Занятие «Страна, в которой мы живём. Природа России».
Беседа о таланте русского народа. Слушание русских песен. Занятие «Что значат наши имена» (знакомство со статьёй 7 Конвенции о правах ребёнка)
ноябрь Занятие: «Мужчины и женщины в семье».
Беседа с мальчиками о том, где и когда они могут поступать как настоящие мужчины.
Беседа с девочками о том, как они помогают маме.
Развлечение к Дню матери. Показать мальчикам, как они могут помочь девочкам надеть пальто.
Помощь детям ясельной группы при одевании на прогулку. Игры с ними на прогулке.
Знакомство с работой методиста д/с.
Придумывание герба группы. Целевая прогулка по ближайшим улицам.
Закрепление знаний о памятниках родного города.
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по родному городу».
Закрепление знаний о родном городе Конструировании из бумаги московского Кремля.
Рассматривание кукол в русской национальной одежде.
Рассматривание Кремлей русских городом.
Интегрированное занятие «Символика страны. Герб, Флаг. Гимн».
Рассматривание карты Росси. Закрепление знаний о природе страны. Беседа об обязанностях детей в семье.
Занятие «О происхождении фамилии» (продолжение знакомство со ст. 7 Конвенции)
декабрь Беседа о труде детей в семье.
Консультация для родителей о дифференцированном подходе к воспитанию мальчиков и девочек.
Рассматривание с детьми их семейных фотоальбомов.
Беседы с детьми о мамах. Изготовление новогодних игрушек для малышей.
Рассматривание рисунков с гербами группы, выбор одного из них.
Беседа о труде работников прачечной.
Посещение младшей группы – подарить новогодние игрушки, сделанные своими руками. Закрепление названий улиц. Составление рассказов об истории города по названиям улиц.
Занятие по ОБЖ: «Знакомство с дорожными знаками, безопасность в городе».
Выставка изделий народно – прикладного искусства.
Занятие: «История России – царь Петр I».
Рассматривание иллюстраций с видами Санкт – Петербурга.
Рассказ воспитателя о традиции встречать Новый год. Беседа об обязанностях детей в семье.
Занятие «Что такое хорошо и что такое плохо». (знакомство со ст. 12 Конвенции)
январь Беседа о бабушке. Чтение рассказа В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки».
Беседа о том, где дети были на Новый год.
Беседа о взрослых членах семьи, об их родителях.
Знакомство с родословным древом (презентация проекта «Мой детский сад, моя семья») приложение №12
Целевая прогулка по территории д/с – знакомство с работой дворника.
Закрепление знаний с работниками прачечной.
Беседа о труде повара.
Ремонт книг для детей младшей группы. Закрепление названий памятников родного города.
Игра «Узнай, где я нахожусь». Закрепление знаний о достопримечательностях г. Новая Ляля
.
Занятие «Что такое музей».
Беседа о том, как вести себя на улицах города. Чтение главы из книги С. Баруздина «Страна, где мы живём».
Занятие «Традиции и культура русского народа».
Знакомство с глобусом.
Занятие «Знакомство с жизнью народов Урала». Занятие «Если вдруг тебя обидят» (право на безопасные условия жизни ст. 16 Конвенции).
февраль Беседа о том, кто из старших членов семьи служил в армии.
Рассказы детей о тех взрослых членах семьи, которые служили в армии.
Изготовление сувениров к «Дню защитника отечества».
Беседа о празднике 8 Марта. Чтение рассказа Н. Артюховой «Точка». Знакомство с работой рабочего по обслуживанию здания.
Беседа о сотрудниках д/с.
Составление письма заболевшему товарищу.
Изготовление сувениров к 8 Марта девочкам и сотрудникам д/с Спортивный досуг «День защитника отечества» (Приложение 15)
Беседа о памятниках защитникам отечества.
Занятие «Недаром помнит вся Россия (1812 г.)».
Целевая прогулка по близлежащим улицам: закрепление названий улиц, ориентировка в городе. Рассказ о русских традициях – поводы в армию.
Рассматривание иллюстраций с изображением воинов времён 1812 года.
Беседа о жизни народов Севера. Чтение рассказа Н. Емельянова, В. Чилинцева «Окся – труженица».
Презентация проекта «Масленица» (приложение 11) Занятие «Хочу всё знать» (знакомство со ст. 17, 28 Конвенции о правах ребёнка)
март Изготовление сувениров для мам и бабушек к 8 Марта.
Беседа с детьми о том, как они поздравили мам и бабушек.
Педагогические ситуации (Приложение № 13)
Беседа о вежливом отношении к членам семьи.
Поздравление сотрудников д/с с 8 Марта.
Утренник 8 Марта.
Рисование с детьми плана д/с.
Беседа с детьми о д/с. Занятие «Встреча с прекрасным» (посещение выставки картин и изделий из глины в Новолялинской ДШИ).
Закрепление знаний о музеях.
Посещение краеведческого музея.
Работа со схемой микрорайона, упражнения в ориентировке. Занятие «Мы все - жители планеты Земля».
Беседа о России. Чтение стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны».
Дидактическая игра «Мы идём на выборы».
Занятие «Сохрани своё здоровье сам» (знакомство со ст. 21 Конвенции)
апрель Рассматривание семейных фотоальбомов.
Беседа о мамах
Беседа о то, как дети помогают взрослым в семье.
Чтение произведения А. Барто «Как Вовка бабушек выручал».
Воспитатель предлагает узнать детям у своих родителей, кто из их родственников воевал. Работа на территории д/с.
Беседа о сотрудниках д/с.
Целевая прогулка на территории д/с «Что появилось нового, и кто это сделал».
Экскурсия в краеведческий музей.
Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами г. Новая Ляля. Закрепление знаний.
Целевая прогулка к подшефному колодцу. (Приложение 16)
Занятие: «Архитектура родного города» (здания Администрации ГДЦ и др.)
Занятие – литературная викторина по русским народным сказкам.
Рассказ о национальных традициях русского народа. Хлебосольство.
Беседа о русском народно – прикладном искусстве – рассказ о создании матрёшки.
Комплексное занятие «Пасха». Занятие «Как и зачем люди отдыхают» (знакомство со ст. 31 Конвенции о правах ребёнка)
май Беседа о родственниках, которые воевали.
Беседа о том, как дети помогают взрослым на даче. Чтение произведения Е. Пермяка «Смородинка».
Беседа о труде мамы дома и на работе Чтение стихотворения В. Донниковой «Твоя мать» (приложение 14).
Беседа о бабушках и дедушках Изготовление для сотрудников д/с на выпускной праздник.
Работа на огороде.
Беседа о д/с.
Праздник «Выпуск в школу». Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город».
Закрепление знаний о правилах поведения на улицах родного города. Рассказ о детях – героях войны. Чтение произведения Ю. Королькова «Лёня Голиков».
Утренник, посвященный Дню Победы.
Рассказ – беседа о боевых орденах и медалях.
Занятие «Предотвращение опасных ситуаций» (знакомство со ст. 35 Конвенции о правах ребёнка)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным аспектом патриотического и правового воспитания является формирование чувства гордости за свой родной город, свою страну, предполагающее эмоционально – когнитивную включенность детей. В этом очень поможет приобщение детей к другому, тоже очень важному пласту нашей культуры – к творчеству всемирно известных русских поэтов.
В результате участия детей в различных мероприятиях патриотического характера у детей создаётся не только представление об их городе, стране, но и возникает чувство их сопричастности к важным происходящим событиям.
Реализация данной программы позволит нам надеяться на успешное складывание предпосылок формирования гражданско – патриатической позиции у старших дошкольников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.