Наталья Комарова
Мини-музей как средство обогащения развивающей предметно — пространственной среды и образовательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
«Мини-музей как средство обогащения развивающей предметно – пространственной среды и образовательного пространства». (Сообщение из опыта работы).
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.
Эти слова из стихотворения Сергея Михалкова многие из нас помнят с
детства. А многие ли из нас, отложив в выходной все насущные дела в сторону, идут в музей?
Публикация «Мини-музей как средство обогащения развивающей предметно — пространственной среды и образовательного пространства» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Как же убедить родителей потратить драгоценный выходной на поход в музей? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Мы старались убедить наших родителей через их детей. Ведь, если ребёнок попросит маму и папу отвести его в «настоящий музей», то, возможно, лёд тронется в этой ситуации. Но дети порой просто не знают, что такое музей. И рассказы с картинками вряд ли помогут им понять, что это такое и насколько интересно можно провести там время.
Мы решили создать свой, собственный, мини-музей в группе, посвященный символу Сибири – кедру. Почему именно эта тема?
В настоящее время остро стоит проблема исчезновения лесных массивов. Площадь хвойных и смешанных лесов заметно сокращается. Кедр является ценнейшим объектом живой природы и ценным материалом в изготовлении мебели, посуды, карандашей, лекарственных препаратов. Не менее ценны кора, смола и плоды кедра.
Цели нашего мини-музея :
• Дать детям знания об особенностях дерева кедр.
• Познакомить с животными и птицами, которые питаются кедровыми орехами, обитают на нем.
• Дать представление о "врагах" кедра.
• Подготовить выставку творческих работ по теме проекта.
• Создать наглядное пособие для украшения групповой комнаты "Кедр и его обитатели".
• Развивать способность к познавательной деятельности. Учить детей проявлять самостоятельность, находить сведения об объекте исследования, используя различные источники информации (взрослые, энциклопедии, компьютер, телепередачи).
• Развивать восприятие, мышление, речь в процессе поисковой деятельности.
Мини -музей для детей – это что-то свое, родное, так как многие принимают участие в его создании.
Если в обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, то здесь он – соавтор, творец экспозиции.
И не только дети, а также их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции, выполняли с детьми разные поделки, собирали коллекции. Наш мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей (создать полноценный мини-музей можно только в тесном взаимодействии с родителями).
Коллекция экспонатов – это только часть мини-музея.
Параллельно подбиралась литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы. То есть все, что связано с темой музея. Воспитатели, или воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, иногда дети сами предлагали тему, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами. Ребята проводили экскурсии для детей младших групп, для гостей и родителей.
Поэтому, особое важное место в работе мини-музея заняли экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Выставленные музейные экспонаты – это всего лишь предметы для рассматривания. Именно экскурсовод «вдыхает в них жизнь» и они превращаются в сокровища музея.
Развитие технологии музейной педагогики и наличие в группе мини – музея вызвали необходимость подготовки юных экскурсоводов. Это формирование у детей навыка культуры поведения в музеях, общение с аудиторией, развитие литературной, логической речи, находчивости, умения оперативно отвечать на вопросы и грамотно ставить их перед слушателями.
Экскурсионная работа с детьми помогла нам:
• выявить творческие способности детей;
• расширить представления о содержании музейной культуры;
• развить начальные навыки восприятия музейного языка;
• создать условия для творческого общения и сотрудничества.