Оксана Гриднева
Мини-музей как компонент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей как компонент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Музейная педагогика — это наука о воспитании средствами музея.
Музей (от греч. museion — дом муз) — учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.
Публикация «Мини-музей как компонент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Исходя из вышесказанного можно сказать, что мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора ребенка, повышению его образованности, воспитанности и приобщения к вечным ценностям.
Музейная педагогика в условиях ДОУ:
1. является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
2. способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
3. помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Цели и задачи мини-музея :
1. музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
2. является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
3. способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
4. помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
5. мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.
Развивающая предметно-пространственная среда - это совокупность природных и социально-культурных предметных средств ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности. Она имеет релаксирующее воздействие на личность ребенка.
Учитывая полноценность образования и воспитания, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна создавать условия для:
познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности;
возможностей для экспериментирования, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;
усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопрос и постановки новых вопросов);
эстетического развития ребенка (развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
оздоровление ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для ежедневного наблюдения за живыми объектами и общения с ними);
формирование желания и умения беречь окружающий мир природы (воспитание чувства ответственности за состояние пространственной среды, эмоционального отношения к природным объектам);
формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования и ухода за растениями).
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна способствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей: познавательного, морально-ценностного и деятельностного.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
1. игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
2. двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
3. эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
4. возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает :
-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
-наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает :
-наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
-периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает :
-доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
-свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Функции предметно-развивающей среды :
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
1. Иметь привлекательный вид;
2. Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
3. Снимать утомляемость;
4. Положительно влиять на эмоциональное состояние;
5. Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
6. Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития» :
1. Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
2. Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;
3. Совсем незнакомые предметы и материалы.
Развивающая среды охватывает следующие образовательные области:
- социально коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно эстетическое развитие;
- физическое развитие.
При использовании музейной педагогики в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:
1. Наглядности
2. Доступности
3. Динамичности
4. Содержательности
Также важным является и расположение мини-музеев. Например, они могут располагаться:
1. В групповых комнатах. Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты в режиссерских играх, проводить самостоятельные исследования и эксперименты. Однако расположение мини-музея в группе имеет свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею имеют дети одной только группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по теме музея.
2. В приемных помещениях (раздевалках). У детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатком является то, что доступ к музею получают дети только одной группы.
3. В помещениях для дополнительных занятий. Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т. д. Недостатком является то, что музей сливается с общим фоном данного помещения. Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.
4. В холлах. В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения.
Таким образом, рассмотрев предметно-пространственную среду в дошкольной образовательной организации, можно прийти к выводу, что мини-музей является компонентом этой среды, так как при создании он опирается на основные принципы и функции образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении основываясь на ФГОС ДО. А также выполняет все условия, которые создает предметно-пространственная среда для полноценного образования и воспитания детей.