Галина Попова
Мини-музеи как инновационная технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Российская Федерация
Курганская область
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» комбинированного вида р. п. Каргаполье
641920, Курганская обл., р. п. Каргаполье, ул. Калинина 34а, тел. 8(35256)2 – 17 – 43
___
«Мини – музеи,
как инновационная педагогическая технология в ДОУ»
(из опыта работы)
Старший воспитатель
Попова Г. В.
р. п. Каргаполье
2022г.
«Мини – музеи,
как инновационная педагогическая технология в ДОУ»
Публикация «Мини-музеи как инновационная технология в ДОУ» размещена в разделах
Всем нам известно, что в дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений. Одно из важных изменений – это внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Новый стандарт диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, новые технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями.
И к предметно-развивающей образовательной среде ФГОС предъявляет определённые требования. Прежде всего и самое главное: предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т. е. она становится средством приобретения социального опыта.
Таким образом, ФГОС предписывает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.
Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.
Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.
Проводя родительские собрания, в ходе личных бесед,выяснилось, что, большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины этому самые разные. Во-первых, мы живём в маленьком посёлке, в котором есть только один краеведческий музей. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Да и как в рамках детского сада можно вызвать интерес к музею? Для этого можно использовать мини – музей.
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Дети с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Педагогические функции мини-музея :
- образовательная (развивать зрительно-слуховое восприятие, усвоение информации);
- развивающая (активизировать мышление, развивать интеллектуальные чувства);
-просветительская (формирование умений и навыков);
- воспитательная (формирование личностных качеств);
Главная задача мини – музея – образовательно-просветительская, поэтому в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях.
Цели и задачи мини-музея :
1. Обогащение предметно-развивающей среды.
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
6. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8. Воспитание активной жизненной позиции.
Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Виды мини – музеев, работающих в нашем ДОУ:
1. Мини – музеи природы.
- палеонтологический мини – музей «Мир динозавров» (группа № 10)
Цель создания:
- Обогащение предметно – развивающей среды группы;
-Создание условий для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
Задачи:
- познакомить детей с различными видами динозавров;
- способствовать формированию образа музея как собрания предметов культурно-
исторического значения;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- создать условия для развития любознательности и наблюдательности у детей;
- расширить словарный запас путём составления рассказов о динозаврах;
- мини – музей астрономии «Этот удивительный мир космоса» (группа № 3)
Цель:
- создать условия для совместной познавательной деятельности детей по развитию естественно научных представлений об окружающем мире (космос).
Задачи:
- познакомить детей с историей развития космонавтики;
- сформировать и закрепить первые представления о вселенной, о планетах солнечной системы, их особенностях расположении относительно солнца, о зодиакальных созвездиях.
В мини-музее дети получают представления о профессиях, связанных с космосом, узнают о Вселенной, о планетах Солнечной системы, созвездиях, о знаменитых космонавтах, о технике, используемой в космосе и многом другом.
Дети эмоционально воспринимают окружающую действительность, у них появляется чувство восхищения и гордости за знаменитых людей нашей страны и ее историю. Эти знания находят отражение в играх, рисунках, беседах, занятиях.
2. Мини – музеи народной культуры.
Цель создания:
Формирование национального колорита (разнообразия) дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.
Задачи:
- формировать нравственные качества и культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры;
- развивать и расширять представления детей о культурном наследии своего народа;
- воспитывать доброжелательное общение, внимание, терпение, усердие, способность различать нравственное и безнравственное.
В нашем детском саду были организованы несколько мини- музеев по данной тематике:
- «Русская изба» (группа № 2)
- «Предметы старины глубокой» (группа № 7)
- «Русский быт» (группа № 6)
Эти экспозиции знакомят детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.
Это вид мини –музеев, через предметы старины, помогает раскрыть уникальную историю своей малой Родины. У детей формируется интерес к своему прошлому, к прошлому их близких и родных.
Изучая экспонаты музея
- «Быт эпохи СССР» (группа № 5, у детей появилась возможность окунуться в мир старинных вещей времен СССР. Музей очень привлекает внимание дошкольников.. Здесь можно увидеть старинные часы, предметы посуды, письма, открытки, грамоты и учебники, шкатулку с мелкими предметами (помады, ручки, ластик, кошелек, бумажные деньги). Большое внимание привлекают старые монеты и награды времен Советского Союза.
3. Исторические мини – музеи.
Это мини – музей, посвященный истории одного предмета
- «Музей куклы» (группы № 8, № 2,
Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно игрушки - куклы.
Задачи:
- формировать представления детей о музее, о различных куклах;
- познакомить с историей возникновения куклы;
- познакомить детей с материалами, из которых могут быть изготовлены игрушки;
- включать родителей и детей в поисково-исследовательскую работу.
Мини - музей "Часы" был создан в группе № 6 совместными усилиями педагогов и родителей.
Цель:
-создание системы работы по формированию временных представлений у детей подготовительной группы через деятельность мини - музея.
Задачи:
-учить детей пользоваться часами;
- формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости;
- развивать познавательную активность;
- расширять знания детей об умение людей ориентироваться во времени;
- воспитывать любознательность, активность.
На выставке представлены разнообразные часы: электронные, механические, настенные, наручные, песочные часы, будильники, водяные.
Деятельность мини - музея "Часы" делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создаёт наиболее благоприятные условия для формирования у детей чёткого представления о времени.
В канун Нового года в старшей группе № 14 был открыт мини- музей «Новогодняя открытка», где были представлены открытки 70-х, 80-х, 90-х и 00-х годов.
Ребята с интересом изучали особенности почтовых открыток прошлого века и сравнивали их с открытками сегодняшнего дня.
- «Мини-музей Головоломок» (группа № 12)
Лучше всего прививать привычку логично думать в дошкольном возрасте. И в этом поможет одно из средств развития логического мышления – это геометрические конструкторы или игры головоломки.
Эти игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и способствуют успешной подготовке к школе.
Цели и задачи:
- повышать уровень развития воспитанников, их логического мышления и расширять кругозор.
- развивать у детей интерес к головоломкам и истории их создания.
- развивать навыки самостоятельной работы и усидчивости.
-воспитывать настойчивость, волю, упорство и терпения в достижении цели.
Игры и атрибуты для игр расположены так, что дети могут использовать их в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственной образовательной деятельности.
5. Мини – музеи искусства.
- «Мини-музей глиняной посуды» (группа № 1)
Цель: средствами музея осуществить воспитание, развитие и социализацию воспитанников ДОУ.
Задачи:
- содействовать формированию познавательного интереса к предметному миру;
- познакомить детей с историей появления посуды в жизни человека, с разнообразием глиняной посуды, способами изготовления этой посуды, её назначением, свойствами посуды;
- вызывать желание попробовать самостоятельно изготовить глиняную посуду;
- познакомить детей с профессиями людей, работающих с глиной.
- сформировать умение различать виды посуды по её внешним признакам;
- расширить и углубить представления детей о глиняной посуде;
- развивать способности ребенка понимать ценность использования глиняной посуды.
- «Мини – музей вязанной игрушки» (группа №12)
Цели:
Формирование у дошкольников представлений о музее. Знакомство с историей появления нитки (пряжи, её разнообразием, способами создания, назначением. Обогащение предметно-развивающей среды группы. Формирование познавательного интереса к предметному миру; стимулирование познавательной деятельности ребёнка и его умственного развития. Сплочение коллектива детей, родителей и педагогов при организации мини-музея.
Задачи:
- способствовать развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать сенсорное восприятие (цвет, форма, величина);
- применение ниток (пряжи) в художественном творчестве: освоить технику создания аппликаций резаной шерстью;
- содействовать развитию творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности;
- способствовать социализации детей, развивать коммуникативные навыки и умения детей младшего возраста.
- вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному отношению к ним; уважение к труду людей их создающих;
- вызывать желание принять участие в пополнении экспонатов музея;
При выборе месторасположения мини-музея учитывались принципы интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты мини-музея располагаются на полках стеллажа, в групповой комнате.
- «Мини – музей деревянной игрушки» (группа № 13)
Актуальностью создания музея является расширение кругозора детей о деревянной игрушке, играх с ней. Деревянная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Игры с ними развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам.
И было принято решение создать мини-музей «Деревянной игрушки», где ребята узнали бы всё об игрушке: её историю, виды игрушек, сказки, стихи про игрушки, как с ними можно играть.
Цель :
- Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования деревянной игрушки.
- Приобщение детей среднего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству России как неотъемлемой части культуры.
Задачи:
- способствовать активной игровой деятельности ребенка; расширять представления
об окружающем мире;
- развивать познавательную активность ребенка, его творчество, экспериментальную
деятельность с игрушкой, сенсорное восприятие, мелкую и крупную моторику.
- воспитывать художественно-эстетическое восприятие.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
Мини - музеи оказывают бесценное влияние на воспитание детей, поскольку без прошлого нет и будущего. Дети получают яркие впечатления от знакомств с экспонатами таких музеев, ведь они могут их взять, потрогать, поиграть, использовать в любом виде деятельности.
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.
• Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
• У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».