Елена Сальникова
Мини-музей «Дивная роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Профиль мини – музея: познавательный
Цель: познакомить с разнообразием декоративно – прикладным искусством и его местом в ДОУ.
Задачи:
• Привлечь родителей к культурно – досуговой деятельности ДОУ;
• Расширять познавательный интерес детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
• Обогащение предметно развивающей среды в ДОУ;
• Знакомить детей с историей и традициями народа, через декоративно прикладное искусство;
• Привлечь родителей и детей в пополнение экспонатами выставочный центр;
• Приобщать дошкольников к художественным ценностям;
Публикация «Мини-музей „Дивная роспись“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
• Воспитывать духовно – нравственное развитие детей, формирование патриотических чувств;
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учёта возрастных особенностей детей;
• Принцип опоры заинтерисованности детей;
• Принцип осуществления взаимодействия педагога с детьми при руководстве взрослого;
• Принцип наглядности;
• Принцип системности;
• Принцип последовательности;
Разделы и экспонаты:
В мини – музее представлены разные виды экспонатов декоративно - прикладного искусства:
Хохломская роспись
Гжель роспись
Жостовская роспись.
Аспекты музейной деятельности.
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
• музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.
Оформление мини-музея:
Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Например, коллекция Жостово (подносы, тарелочки, подставка) располагается на нижней полке стенки. На средней полке представлена Гжель (сувениры, посуда, подставка). На верхней полке представлена Хохлома (посуда).
Работа с родителями:
1. Консультации: «Мини-музей в детском саду», «Значение народных традиций в воспитании детей», «Народные промыслы Нижегородской области»
2. Групповое родительское собрание «Роль мини-музея в развитии познавательной активности детей»
3. Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формировании коллекций, подборе экспонатов, сборе информации.
4. Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры родного края.