Антонина Рожкова
Сценарий мероприятия «Международный день охраны памятников и исторических мест» для детей 6–7 лет и учащихся начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия для детей 6–7 лет и учащихся начальных классов
Разработано на основе Этнокалендаря России. Владимирская область Зам. зав. по УВР Пикиной М. В и педагогом-психологом Рожковой А. М.
Форма совместной деятельности :совместный познавательно-игровой досуг.
Цель работы: знакомство дошкольников 6-7 лет и учащихся начальных классов с историейвозникновения праздника; развитие интереса к истории родного края и страны; знакомство с историческим прошлым и великими подвигами русского народа.
Публикация «Сценарий мероприятия „Международный день охраны памятников и исторических мест“ для детей 6–7 лет и учащихся начальных классов» размещена в разделах
- Вечный огонь. Мемориалы и памятники войны
- История. Уроки истории
- Начальная школа. 1-4 классы
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к Родине, уважение к её святым и героям, уважительное отношение к культурному наследию страны;
• Способствовать воспитаниюдуховности и патриотизма;
• Приобщать детей к изучению архитектурных памятников и исторических мест.
Развивающие:
• Пополнить словарный запас детей;
• Развивать умение слушать и говорить, работать в команде;
• Развивать логическое мышление, память;
• Развивать потребность в коллективном общении;
• Создать условия для развития коммуникативных навыков детей через разнообразные виды деятельности.
Образовательные:
• Знакомить с историческим прошлым и настоящим страны и великими, подвигами русского народа;
• Способствовать формированию нравственных качеств детей на примере выдающихся личностей, истории нашей страны.
Оздоровительные:
• Создать положительную эмоциональную атмосферу для развития волевых качеств детей;
• Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Активизация словаря: Храм, монастырь, историческая часть города, ЮНЕСКО, всемирное наследие, культурное наследие, древность, царь ПетрI, царь Николай I, реставрационные работы, крепостное зодчество, древние хранилища, государство, объект, крепость, «Золотые ворота», княжество, архиерейские палаты, хан Батый.
Инструментарий:компьютер, презентация, проектор, экран, конверты с заданиями, пнаны-схемы, фортепиано.
Предварительная работа:
1. Обзорная экскурсия к памятным достопримечательным местам родного города.
2. Рассматривание альбомов, книг, фотографий о Юрьев-Польском.
Ход мероприятия
Под музыку «Юрьев-Польский вальс»дети входят в зал.
Проходит приветствие и представление команд.
Ведущий:Сегодня на нашем мероприятиипосвященном «Международному дню охраны памятников и исторических мест», присутствуют две команды: команда школьников и команда дошкольников.
Наше мероприятие начнется с чтения стихотворения А. Полункина: «Юрьев-Польский»
Наш город славен богатым историческим прошлым. Много времени прошло с тех далеких времен, когда юрьевпольцы отбивали кочевников, литовцев, поляков и других врагов. Несметные полчища хана Батыя разоряли и жгли родной город, брали в плен его жителей. Но всегда находились люди которые возрождали из пепла храмы и соборы, строили новые укрепления и обороняли оставшиеся постройки, сооружали новые памятники истории и архитектуры.
Прошло очень много времени, но исторические памятники хранят память о тех событиях и людях, которые прославили родной город, создали неповторимые шедевры зодчества, которые мы охраняем до сих пор и бережно передаем их из поколения в поколение.
Ведущий: сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по историческим местам нашей Родины. Посмотрите на экран: -«Здесь представлены фотографии, рассмотрите их и ответьте на вопрос: - «Что их объединяет?» (ответы детей) СЛАЙД 1 (заставка).
Всё это – памятники архитектуры. О чём будемсегодня беседовать? (ответы учащихся - О памятниках).
Сегодня мы познакомимся с праздником, который имеет непосредственное отношение к истории.
Ежегодно во всем мире 18 апреля отмечается Международный день охраны памятников и исторических мест.
Отмечается этот праздник и в России.
Ведущий: Как вы думаете, что такое памятник?
Памятники представляют собой сооружения, которые предназначены для увековечения людей, событий, объектов и т. п.
А исторические места – это места, на территории которых происходили важные исторические события.
Наша страна имеет богатейшую историю, оставившую нам уникальное историческое и культурное наследие. На территории России насчитывается огромное количество памятников и исторических мест, многие из которых широко известны во всем мире и регулярно посещаются миллионами туристов из самых разных уголков нашей планеты.
Праздник «Международный день памятников и исторических мест учрежден сорок лет назадв 1982 году ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).
Отмечать этот праздник начали с 18 апреля 1984 года.
В разных странах мира эту дату принято отмечать различными мероприятиями, посвященными сохранению всемирного наследия. Многие музеи в этот день можно посетить бесплатно, туристы получают возможность побывать в исторических зданиях которые закрыты длялюдей в другое время.
Кроме того, день 18 апреля можно считать профессиональным праздником всех тех людей, чья деятельность связана с сохранением культурного наследия.
В России внимание охране древностей началось очень давно с XVIII века с царя Петр I. Он повелел собирать и беречь старинные предметы. Однако он этому уделял не очень важное значение и поэтому русских людей в этот период мало интересовали древнерусские памятники. СЛАЙД 2
Но позже, когда в России правил царь Николай I запрещалось разрушать постройки крепостного зодчества. В это времямастера начали проводить реставрационные работы некоторых памятников истории. СЛАЙД 3
В то время в России были общества, занимавшиеся охраной и изучением памятников. Они способствовали сохранению памятников, музеев древних хранилищ.
После гранула война во время которой уничтожались памятники, церкви, постройки, монастыри. Возникла острая необходимость в спасении бесценного культурного наследия России. В это время была создана государственная система охраны памятников.
В соответствии с Российским законом памятники истории и культуры народов России имели большую ценность для всего многонационального народа России и всемирного культурного наследия. Необходимо было сохранить культурное для людей России.
Государство взяло под охрану памятники нашей страны
В 2019 год в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 29 российских объектов, имеющих уникальное культурное и историческое значение : 18, созданных человеком, и 11 природных.
В настоящее время в список входят следующие объекты Владимирской области:
Золотые ворота СЛАЙД 4 Были построены из белого камня в 1158-1164 гг. Играли роль главной боевой и проездной башни крепости. Всего ворот было 5, до наших времен дошли только одни - Золотые. В конце XVIII в. в связи с планировкой города, валы, примыкавшие к стенам Золотых ворот, были срыты. Это ослабило конструкции воротных опор. Для укрепления ворот по углам были пристроены круглые башни. В это же время были переложены из старого камня своды ворот, а на них возведена новая церковь из кирпича. В таком виде Золотые ворота и дошли до настоящего времени, сохранив лишь свою древнюю основу - две могучих белокаменных стены. Сейчас в помещении ворот расположен музей воинской доблести, диорама "Штурм Владимира войском хана Батыя (7 февраля 1238 г.)"
Успенский собор город Владимир. СЛАЙД 5 Возведен в 1158–1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Успенский собор первоначально был расписан ещё в 1161 году, однако до наших дней сохранились лишь маленькие фрагменты той росписи. Повторно над его внутренним интерьером потрудились такие известные мастера иконописи 15 века как Андрей Рублёв и его помощник монах Даниил Чёрный. К сожалению, от их росписи также остались лишь отдельные изображения. Свой современный вид Успенский собор приобретает к концу 19 века, когда после длительной реставрации ему частично был возвращён его первоначальный вид.
Дмитриевский собор (1194 г.). Город Владимир. СЛАЙД 6
Дмитриевский собор был заложен в 1194 году по приказу великого князя Всеволода Большое Гнездо и был освящён в честь святого великомученика Дмитрия Солунского – небесного покровителя Всеволода. Белокаменные стены собора украшают более тысячи резных сюжетов исторического, библейского и орнаментального характера. Кроме того, на одной из стен можно увидеть изображение самого князя Всеволода вместе с его сыновьями. До наших дней Дмитриевский собор не сохранил своего первозданного вида. Сейчас в храме не проводятся службы, но он открыт для посещения туристов и внутри него действует экспозиция, рассказывающая об истории этого памятника культуры.
Церковь Покрова-на-Нерли (1165 г.). Около Боголюбово. СЛАЙД 7
Храм был построен примерно в 1165 году. Об этом событии было написано в житие Андрея Боголюбского, что в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского.
Ранее около церкви было место впадения реки Нерли в реку Клязьму. Церковь находилась практически на речной «стрелке», где проходили торговые пути. Там располагалось княжеское укрепление.
Остатки дворца, церковь Бориса и Глеба СЛАЙД 8 Это один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси. Построена в правление Юрия Долгорукого в 1152 году. Церковь должна была стать главным собором городка Кидекши на границах Суздальского княжества, поэтому она имела простой вид. Сейчас в ней располагается музей.
Суздальский кремль с Рождественским собором. Город Суздаль. Слайд №9
Суздальский Кремль — древнейшая часть города, который существует очень давно. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в южной части города.
Раньше здесь была сооружена крепость с земляными валами протяженностью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В Кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа.
Через много лет оно укрепляется и досыпается, возводится рубленная сосновая стена с 15 башнями и воротами. Но через несколько лет все деревянные укрепления сгорают. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей, архиерейский двор с древним Рождественским собором.
Архитектурный ансамбль Кремля:
Рождественский собор (1222—1225)
Архиерейские палаты (XV—XVIII вв) Слайд №10
Никольская церковь (1766)
Спасо-Евфимиев монастырь. Город Суздаль. Слайд №11
Является мужским монастырем, расположенным на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля.
Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.
Первоначально монастырь был назван Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.
Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились до наших дней. Позже возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др.
Почти 600 лет назад у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда, в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.
В этом соборе находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца.
Дворец Андрея Боголюбского (заложен в 1158 г., с XIII века в нем действует монастырь.). Поселок Боголюбово. Слайд № 12
Князь Андрей основывает Боголюбово в 1158 г. и делает его своей резиденцией. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали.
До настоящего времени частично сохранились земляные валы, рвы и нижние части стен и столбов белокаменных укреплений, остатки замка, а также цокольная часть храма Рождества Богородицы (1165). Надвратная Успенская церковь-колокольня и кельи построены позже. Собор Боголюбовской иконы Богоматери построен (в 1866) по проекту архитектора К. А. Тона.
Предлагаю вам загадку. На слайде вы увидите изображение памятника. Угадайте, что это за памятник? СЛАЙД 13 (Памятник Юрию Долгорукому)
А сейчас наши команды примут участие в небольших познавательных соревнованиях. Оценивать ответы будет жюри из трех человек: учитель, заведующий, председатель родительского комитета ДОУ. Участники приветствуют членов жюри.
Ведущий предлагает каждой команде по конверту каждой команде, в которой находятся части Георгиевского собора. Необходимо из этих частей быстро и правильно собрать целое.
1 задание: «Собери быстро и правильно из частей «Георгиевский собор» (два конверта, по одному каждой команде).
После выполнения задания жюри подводит итоги, проставляя баллы каждой команде от 1 до 2.
Баллы распределяются от 1 до 2-х, - правильный 2 балла, -частично 1 балл, - неправильно 0 баллов.
2 задание:расположить наплане-схеме памятники истории находящиеся в центральной части города. Каждой команде выдается план-схема центра города и к ней схематичные изображения исторических памятников. Необходимо точно расположить на плане-схеме. Жюри подводит итоги и выставляет баллы.
3 задание:выберите среди предложенных памятник основателю города Юрию Долгорукому (предлагается не менее пяти вариантов памятников)Жюри подводит итоги и выставляет баллы.
4 задание:найдите на картинке храм, который стоит на берегу рекиКолокша. Назовите его (Свято-Покровскийхрам) Жюри подводит итоги и выставляет баллы.
5 задание:найдите изображение монастыря, который хранит память о великом святом Никоне Радонежском. Назовите его (Введенский Николо-Никоновский мужской монастырь)
6 задание:О каком историческом памятнике идет речь?
Это здание построено очень давно. Его используют до настоящего времени. В нем работают люди. Эта профессия очень опасна и трудна. Раньше в этом важном деле участвовали лошади с бочками, а сей час машины. Как и раньше они спасают жизни людей, здания, постройки, если случится беда.
Как называется это здание? Где оно находится? Как называются люди этой профессии? (Здание пожарной части. Находится оно напротив городского сквера. Профессия- пожарные).
Жюри подводит общие итоги познавательного игрового досуга.
Ведущий:Мы рады поздравить вас с хорошими итогами конкурса и все это потому, что вы любите родной город, бережно относитесь к историческим местам и памятникам, хранивших былую славу в веках. Пройдет еще очень много лет и уже ваши дети и внуки продолжат удивляться этому уникальному наследию прошлого и настоящего, которым мы всегда будем гордиться!
Под музыку: «В древнем городе мы живем» дети выходят из зала