Наталья Кожевникова
Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель Кожевникова Наталья Петровна
МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Дельфиненок»
Г. Минеральные Воды
Что такое семья? Это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, это единомышленники, друзья, готовые всегда прийти на помощь. А знаете ли вы, как появилось слово семья?
Публикация «Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания» размещена в разделах
Когда-то о нем не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: - Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». - Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: «Я». - Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева все также ответила: «Я». - Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? «Я, я,- тихо молвила Ева.
- Я, я». Сказала она знаменитых семь «я»
- Вот так на земле появилась семья.
Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания - это способы, которые помогают собрать, проанализировать, обобщить данные о семье, семейном воспитании, о специфике и закономерностях воспитания в отдельно взятой семье.
Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств: Каждая семья индивидуальна и уникальна, по своему неповторима. Семья - это микроколлектив!
Примерный план изучения опыта семейного воспитания :
-Сначала собирается статистическая информация в форме анкетирования, беседы или интервьюирования: состав семьи; образование родителей и других членов семьи; профессии родителей и членов семьи; увлечение (хобби) родителей; приоритеты семьи в воспитании детей.
-Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье и семейного воспитания : характер взаимоотношений; позиция каждого члена семьи в том или ином вопросе; степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей; степень воспитательных усилий; тон обращения друг к другу.
-Организация совместных форм деятельности в семье : вовлечение детей в общие семейные дела; разобщенность родителей и детей в семейных делах; отстранение детей от семейных дел; дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.
-Уровень педагогической культуры родителей: наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей; ограниченность в психолого - педагогических знаний; негативное отношение к приобретению психолого – педагогических знаний.
Наблюдение Интервьюирование Беседа Психолого-педагогический тренинг Выполнение ребенком практического задания Метод написания родителями мини – сочинения Рисуночная методика Метод игровых заданий Методика комментирования картинок Методика завершения рассказа Методика неоконченных предложений Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь. Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Семья – это то, что мы делим на всех? Всего понемножку: и слёзы, и смех? Взлёт и падение, радость, печаль! Дружба и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда! Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом - Сердце навеки останется в нём!