Светлана Селигеева
Методы и приёмы развития речи в работе с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приёмы развития речи в работе с родителями
МБОУ «Верхнеусинская СШ»
Красноярский край, Ермаковский район
Семинар-практикум для родителей на тему :
«Методы и приёмы развития речи в работе с родителями».
Воспитатель: Селигеева Светлана Викторовна
с. Верхнеусинское
2021 г.
Публикация «Методы и приёмы развития речи в работе с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Начать нашу встречу нам поможет свеча. Этот маленький огонёк олицетворяет добрые эмоции и тепло. Он поможет согреть душу каждого, чтобы раскрепоститься, почувствовать себя комфортно, уютно и спокойно. Мы с вами сейчас поиграем и познакомимся друг с другом.
Проводится игра «Свеча».
Ход игры. Участники встают в круг. Ведущий зажигает свечу и передаёт её по кругу из рук в руки, произнося своё имя, отчество и обязательно нужно улыбнуться.
По окончании игры участники рассаживаются за столы. Три стола.
Доклад.
Развитие речи ребёнка обусловлено определённой закономерностью. Условия жизни и воспитания ребёнка могут благоприятствовать этому развитию и наоборот, могут его тормозить. Ребёнок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:
1. Новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;
2. У него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;
3. Ему не знакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;
4. Речь связана с проявлениями мышления и обусловлена ими;
5. Язык развивается в условиях социального общения между людьми, меду ребёнком и окружающими его людьми. Социальные связи ещё не установились, их нужно устанавливать.
Известно, что хорошие результаты работы воспитателя в дошкольном учреждении будут только тогда, когда будет налажена работа с родителями и взаимодействие детского сада и семьи. Важнейшая задача педагогического коллектива – повышение уровня воспитательных умений родителей. Для этого мы стараемся сотрудничать с семьёй, учимся устанавливать тесные контакты с родителями.
В нашем детском саду оформлены родительские уголки. Папки-передвижки, стенгазеты. Проводятся индивидуальные беседы с родителями. В том числе и по работе с родителями. Проводим такие мероприятия, как «В гости к детям» - один раз в неделю родители посещают группу. Приходя в группу, родители принимают участие в чтении художественной литературы, приносят книги из библиотеки; играют с детьми в настольно-печатные игры: «Цветик-семицветик», «Подбери и назови», «Лото», «Назови картинку и
расскажи, что ты о ней знаешь». Вместе с родителями инсценировали сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок». Проводили семинар – практикум, на котором знакомили родителей с играми и упражнениями по артикуляционной гимнастике, по дыхательной гимнастике, пальчиковыми играми. Планируем на будущее составить план работы с родителями и больше привлекать родителей именно участвовать в мероприятиях вместе с детьми.
Проводится игра – дискуссия.
Ход игры. Участникам раздаются вопросы, по одному на каждый стол.
1. Кому принадлежат приоритеты в воспитании ребё нка: семье или детскому саду?
2. Чем обусловлена актуальность темы взаимоотношений педагогов и родителей : внутренними потребностями педагогов ДОУ или управленческими решениями?
3. Что на современном этапе более приемлемо: работа с родителями или взаимодействие с родителями?
Подготовка группам 2-3 минуты и на выступление 1 минута. Можно поспорить; предложить свою точку зрения и отстаивать её, теоретически обосновывая.
Проводится деловая игра по развитию речи.
Ход игры. Участникам раздаются вопросы. На каждый стол по два вопроса. На подготовку 1-2 минуты. На ответ по каждому вопросу 1 минута, поочерёдно.
1. Что мы понимаем под развитием речи?
Ответ: Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного сознания явлений языка и речи.
2. Каковы задачи словарной работы?
Ответ: Обогащение, расширение, активизация словарного запаса у детей.
3. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя дошкольников?
Ответ: Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
4. Что такое диалог?
Ответ: Разговор двоих или нескольких лиц на тему, связанную с какой- либо ситуацией.
5. Что такое монолог?
Ответ: Речь одного собеседника, обращённая к слушателям.
6. Рассказ – описание – это…
Ответ: Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств. Действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.
Проводится разыгрывание рассказа-описания по картине.
Ход игры. Участникам предлагаются вопросы: на каждый стол по два вопроса. Вопросы могут быть самые разнообразные и непредсказуемые. Например:
Какого цвета?
Сколько предметов?
Что на столе?
Во что одеты?
Какая погода?
Что есть на букву?
Что есть круглое?
Что есть квадратное, треугольное, овальное?
Что есть вкусное?
Чем пахнет?
О чём говорят?
Куда собираются отправиться?
Найди на картине такое же, как у тебя.
Назови по памяти, придумай свой рассказ и т. д.
Проводятся словесные и речевые игры. По одной игре на каждый стол.
Игра «Я начну, а ты продолжи».
Ход игры. Участники передают по цепочке предмет, и каждый говорит о нём какую-нибудь фразу, например: «Это шапка», - говорит первый. «Это шапка, она связана из шерсти», - говорит второй. «Это шапка, она связана из шерсти, она мягкая и пушистая», - говорит третий. «Это шапка, она связана из шерсти, она мягкая и пушистая, белого цвета», - и т. д. до последнего игрока.
Игра «Сочинители».
Ход игры. Участники сочиняют историю о предмете (слоник, машина, кукла).
Говорить нужно только по одному слову друг за другом. Например:
Однажды
Машина
Поехала
Кататься и т. д.
Проводится игра-разговор «Я знаю, чего ты не любишь, или я знаю, что ты любишь».
Ход игры. Участники по очереди сообщают друг другу своё мнение о нелюбимых или любимых вещах. Например: я знаю, что ты не любишь мёд, а я знаю, что ты не любишь сметану. Или, я знаю, что ты любишь орехи, а я знаю, что ты любишь цирк и т. д.
Ну вот, мы с вами поближе познакомились, поиграли, побеседовали. А сейчас я приглашаю вас снова встать в круг и ещё раз поиграть в игру «Свеча», но задание будет немного другим. Участники встают в круг и передают из рук в руки зажжённую свечу, и говорят друг другу ласковые, добрые слова и пожелания.