Приложение МААМ

Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста (из опыта работы)

Ольга Юшина
Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение

«Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста. Из опыта работы

Подготовила

воспитатель МДОУ детского сада общеразвивающего вида

№ 28 «Петушок»

Юшина Ольга Васильевна

6 марта 2018 год

Слайд 2.

Публикация «Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Основная образовательная программа по которой мы работаем, это программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой и М. А. Васильевой.

Задачами первых лет жизни ребенка являются, расширение понимания речи взрослых и формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач, необходимо подобрать методы и приемы, направленные на развитие речевой активности детей раннего возраста.

Слайд 3.

Из педагогической практики, можно выделить три группы методов : наглядные, практические, словесные.

Наглядные методы - наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, спортивную площадку; рассматривание игрушек, предметов и картин. Практические методы -дидактические игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы. Словесные методы - чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; заучивание стихотворений.

Слайд 4, 5.

Из своего опыта, могу сказать, что эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Народные игры, игровые песенки, потешки, в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. (5) Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми (прикосновения, поглаживания). Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Слайд 6.

В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”. В своей работе с детьми мы стараемся разнообразить знакомство с устным народным творчеством. Детям очень интересно не просто слушать сказку и рассматривать картинки в книжках, они с удовольствием принимают активное участие в процессе рассказывания, когда можно потрогать руками или даже самим выложить знакомую сказку из отдельных фигурок героев на фланелеграфе. Поэтому у нас в группе существует картотека русских народных сказок для показа на фланелеграфе.

Слайд 7,8.

Стихи Агнии Барто из серии «Игрушки», мы тоже представляем детям в виде вырезанных картинок, которые для большей прочности наклеены на картон. Такие картинки с помощью магнитов крепятся на небольшой доске и когда очередной раз мы с детьми вспоминаем стихи А. Барто, то у ребят есть возможность выбрать знакомого героя, про которого они хотят рассказать стихотворение. (8) Благодаря такой наглядности, происходит интересный живой процесс с определенными последовательными действиями. Ребенок выходит, выбирает картинку, и рассказывает стихотворение. При необходимости ребята подсказывают ему хором.

Слайд 9,10,11,12!3.

Так как главный вид деятельности детей, это игра, то самым эффективным для развития речи является игровой метод. (10) Он предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами : вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. (11) Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, (12) максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. (13) Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативные качества.

Слайд 14,15.

Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» (15) позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Слайд 16.

Эффективным методом развития речи детей раннего возраста, является развитие мелкой моторики. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры – один из приемов работы с детьми и особенно в раннем возрасте. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.

Слайд 17!8,19.

Разнообразные шнуровки, прищепки, липучки, (18) застегивание и расстегивание пуговиц – все это в свою очередь очень плодотворно отражается на развитии мелкой моторики и как следствие, развитие речи детей раннего возраста. (19) Для того чтобы у ребят была возможность потренироваться с застегиванием пуговиц, мы своими руками сшили специальный модуль - тренажер из материала в виде небольшого деревца, на котором нашиты пуговицы. Отдельно на петельках сшитые фрукты и листочки, которые ребята пристегивают к пуговицам на деревце.

Слайд 20,21.

Так же мы используем, конструкторы ЛЕГО. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные (21) на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Детям младшего возраста необходимо подобрать лего крупного размера.

Слайд 22,23.

Благодаря участию родителей, нам удалось приобрести в группу мягкие напольные пазлы, с вынимающейся серединкой. Эти яркие, мягкие пазлы крупного размера, очень нравятся детям. (23) Они увлеченно выкладывают из данных пазлов дорожки, коврики прикладывая не мало усилий, что способствует развитию не только мелкой, но и крупной моторике. Что в свою очередь также играет не последнюю роль в развитии речи.

Слайд 24,25.

Немаловажное значение в работе по активизации речи детей играет использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация). В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. (25) Для аппликации мы часто используем природные материалы (веточки, палочки) и подручные бытовые средства (салфетки).

Слайд 26.

Так же, в своей практике, мы очень активно используем элементы песочной терапии - это игра с песком как способ развития ребенка. Мы используем кинетический песок. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, а так же, создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

Слайд 27,28.

Нельзя забывать что, речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-пространственная среда его жизни, (28) из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Слайд 29,30,31,32,33.

Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. (30) Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, (31) которое включает в себя: наборы картинок с изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды; наборы парных картинок для сравнения; сюжетные картинки крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; (32) звучащие игрушки, (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); (33) уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Слайд 34,35,36,37.

Очень активно в своей практике мы используем различные крупы. Они так же способствуют развитию мелкой моторике. Крупы хранятся в специальных, хорошо закрытых емкостях, что бы малыш самостоятельно не мог добраться до потенциально опасной игрушки. (35) Но под наблюдением воспитателя, дети играют с ними. Ребята любят погружать полностью ручки в крупы или пересыпать их из одной емкости в другую. При этом видно, какой эмоциональный восторг испытывают дети. (36) Так же мы активно используем крупы и макаронные изделия для аппликации. Фасоль, горох, манка – это все прекрасно вдавливается в пластилин, (37) тем самым способствуя развитию мелкой моторике.

Слайд 38,39,40,41.

Для развития речи детей, мы так же привлекаем родителей. Для этого, в течение дня мы фотографируем деятельность детей в группе, стараясь показать родителям как можно больше мероприятий: приём пищи, прогулка, развивающие занятия, игры, зарядка, музыка, режимные моменты. Родители будто незримо присутствуют со своим малышом в группе. (39) Они знают, чем занимаются в течение дня дети, видят эмоциональное состояние ребенка, игры, общение с другими детьми. Вечером фотографии детей, пересматривают всей семьей. (40) Дети, увидев себя на фотографиях, увлеченно рассказывают о том, что они делали в детском саду, что рисовали, что лепили, с кем играли. Мы все знаем, что возраст 2-3 года - это сенситивный период для развития речи, поэтому такое общение в кругу семьи очень важно и полезно в это время. (41) Вспоминая и проговаривая имена своих друзей в группе, у ребенка появляется желание встретиться с ними снова, тем самым, не только улучшается речь ребенка, но и повышается мотивация посещать детский сад. Благодаря такой фото-рассылке быстро налаживается контакт педагога с родителями детей, а в семьях наших воспитанников собирается хорошая коллекция фотографий для альбома «Первый год в детском саду».

Слайд 42.

Кроме этого, в группе проводились родительские собрания на тему «Детские эмоции» и «Развитие речевых способностей ребенка раннего возраста в семье», где родителей знакомили с тем, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени. Так же был проведен «Круглый стол» на тему «Проблемы речевого развития детей и пути их решения», где в нетрадиционной обстановке с участием специалистов (мы приглашали логопеда и психолога) обсуждались с родителями актуальные проблемы речевого развития детей.

Слайд 43.

Подводя итоги, следует отметить, что формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, это - не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. В результате целенаправленного использования всех возможных методов и приемов, в непосредственной образовательной деятельности а так же во время свободной игровой деятельности, дети приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память и воображение. В дальнейшем в своей роботе, мы будем стараться усовершенствовать и находить новые формы работы с детьми по развитию речи.

Слайд 44.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста» Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает.

Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы)Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы) «Игра – это искра, разжигающая огонёк пытливости и любознательности» /В. А. Сухомлинский/ Актуальность выбранной темы. В соответствии с ФГОС.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук как эффективное средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней, очень важно.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста» Подготовила: воспитатель Климова С. П. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая.

Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста» Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста». Речь - существенный элемент человеческой.

Презентация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» (из опыта работы) Работая воспитателем в группе компенсирующей направленности,с детьми с общим недоразвитием речи ОНР, я разработала ряд игр и упражнений.

Сообщение из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Нетрадиционные методы и приемы» Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Нетрадиционные методы и приемы. Большое значение в воспитании и образовании.

Методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста Ранний возраст - это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование.

Эффективные методы и приемы для развития связной речи детей дошкольного возраста Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 21:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Юшина (УИ 244509) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД