Татьяна Буцыгина
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей 3–5 лет посредством нетрадиционных способов рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание в основном на чтение и счет, игнорируя при этом развитие мелкой моторики. Но именно в сфере мелкой моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при тестировании детей на готовность к школе.
Количество детей, имеющих общую моторную недостаточность, неуклонно растёт, что, в свою очередь, ведёт к различным речевым нарушениям и к нарушениям сенсорного воспитания, так как мелкая моторика - неотъемлемая часть сенсорной культуры.
Публикация «Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей 3–5 лет посредством нетрадиционных способов рисования» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
У мелкой моторики есть очень важная особенность, она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. А объясняется это очень просто, в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг другу.
Именно поэтому необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики с самого раннего детства.
Самым простым, доступным и интересным видом работы с детьми по формированию мелкой моторики руки является способ нетрадиционной техники рисования.
Нетрадиционная техника позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Их использование способствует :
Интеллектуальному развитию ребенка;
Коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
Развитию уверенности в своих силах;
Совершенствованию пространственного мышления;
Свободному выражению своего замысла;
Развитию мелкой моторики рук;
Свободе выбора изо материалов и техник.
Опыт показывает: разнообразие и вариативность – это наиболее важные условия в нетрадиционной технике рисования, а так же предоставляется разнообразие материалов, доступных детям дошкольного возраста. В каждой возрастной группе нужно подбирать нетрадиционные техники в соответствии с возрастом детей, их возможностями и способностям.
Рисовать по принципу «от простого к сложному» нужно начинать еще с младшего возраста. В этом возрасте чаще всего используют следующие виды, такие как:
Рисование пальцами рук. Рисование без кистей и карандашей – это не только развлечение, но и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук у ребенка. Нужно обратить внимание, что лучшее восприятие цвета дает рисование пальчиковыми красками. У малышей начинает формироваться художественный вкус, развивается внимание, формируются процессы сравнения и обобщения. Техника рисования пальцами рук очень проста. Для этого понадобятся лист бумаги, пальчиковые краски (гуашь). Рисовать пальцами можно по-разному, но начинать нужно с самого простого – капельки дождя (точки, полоски, линии и другое. Постепенно нужно усложнять технику, создавая сюжет, композицию, дорисовывая детали, получая образы.
Когда ребенок освоил технику рисования пальцами рук, можно и нужно перейти к следующей технике рисования – рисованию ладошками и кулачком. Этот вид техники очень похож на предыдущий, разница только в том, что здесь рисуют всей ладошкой или кулачком сразу. При таком рисовании следует окрасить или окунуть всю ладонь в краску и затем наносить на лист бумаги. Рисуя таким способом, ребенок учится фантазировать. К тому же у него формируется логическое мышление, воображение. Образы почти всегда перерастают в настоящие картины, сюжеты, образы. Это учит ребенка пользоваться своими руками, у него развивается речь.
Следующая техника – рисование отпечатками листьев. Это удивительная творческая техника, которую чаще всего используют осенью, но можно и весной, и летом. Она дает удивительные результаты, и для этого понадобятся всего лишь листья, лист бумаги, краски, кисти, салфетка. Нужно нанести краску на листочек, затем приложить к листу бумаги, прижать салфеткой и убрать – получается отпечаток листочка. Разумеется, цвет листьев может быть разным, в том числе и разноцветным. Начинать нужно с простого: один-два листочка на бумаге, а дальше фантазия вам подскажет. Как и в предыдущих техниках, можно дорисовывать образы, получаются и животные, и бабочки, и девочки в юбочках и многое другое.
Рисование восковыми карандашами или восковыми мелками – популярными материалами для детского творчества – это отличный способ для развития мелкой моторики ребенка (помогает укрепить пальцы и кисти рук, подготовить их к письму). Мелки изготавливаются из воска или парафина, поэтому относительно безвредны даже для самых маленьких. Восковым мелком можно провести как толстую линию, так и тонкую, заточив их как обычные цветные карандаши.
Рисование сухой кистью (способ тычки) очень интересный и самый простой способ рисования сухой кистью. Рисуя в такой технике, получаешь насыщенные, красивые рисунки. Главное условие рисования – гуашь не должна быть сухой. Вода при такой технике рисования нам нужна только для того, чтобы промыть кисточку.
Рисование ватными палочками, поролоновой губкой (оттиск губкой) также очень занимательные и несложные способы рисования.
Каждая техника рисования уникальна и интересна, в такой деятельности работа каждого ребенка неповторима, индивидуальна. Все техники можно комбинировать, совмещать, дополнять другими видами. Приятно наблюдать за эмоциональным состоянием воспитанников: у детей горят глаза, они улыбаются, делятся своими впечатлениями, восторженно обсуждают свои работы и работы своих товарищей.
Нетрадиционное рисование, т. е. рисование необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям не только испытать незабываемые положительные эмоции, но и развивает мелкую моторику рук, а также дает детям множество новых возможностей использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляя своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся раскрепощаться, наблюдать, думать, фантазировать, когда рисуют без кисточки и карандашей.
В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, знают много упражнений пальчиковой гимнастики. Развивается и совершенствуется мелкая моторика рук.