Татьяна Салова
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Новогодняя ёлочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2» г. Всеволожска
«Методические рекомендации к дидактическому пособию «Новогодняя ёлочка»
Разработала: воспитатель первой квалификационной
категории Салова Т. А.
Всеволожск
2019
Значение игры в дошкольном возрасте.
Публикация «Методические рекомендации к дидактическому пособию „Новогодняя ёлочка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Консультации для родителей
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Игры, дидактические пособия
- Новый год. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2019
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.
Психологическое обоснование игры дали Сеченов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом «что такое». Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему, они отражают в игре то, что видят, таким образом, в основе игры лежит рефлекс «что такое» - стремление познавать окружающий мир и отражать это в игре.
До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра имеет большое значение в жизни ребенка.
Что же дает игра ребёнку дошкольного возраста?
Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.
Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.
Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.
Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками, что значительно расширяет его умения общения.
Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.
В свою очередь существуют различные виды игр:
- сюжетно-отобразительные;
- сюжетно-ролевые;
- игры-экспериментирование;
- дидактические;
- подвижные;
- театрализованные;
- настольные.
Актуальность дидактических игр в дошкольном возрасте.
Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы ребенка.
Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста. В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.
Самая важная особенность дидактических игр определена всего одним словом – «обучающие». Эти игры помогают развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций ребенка, которые являются основой обучения. Однако, детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность – выполнить игровое действие и добиться правильного результата, то есть – победить. Возможность обучать маленьких детей с помощью интересной, активной деятельности – это и есть отличительная особенность дидактических игр.
Дидактическая игра – это сложное, многословное педагогическое явление. Такая игра – это игровой метод обучения детей дошкольного возраста, а также форма обучения и самостоятельная игровая деятельность ребенка и средство всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры помогают :
- развитию у ребенка познавательных и умственных способностей;
- получению детьми новых знаний, навыков;
- закреплению и обобщению уже имеющихся;
- расширению представлений ребенка об окружающей среде и явлениях природы, растениях и животных;
- развитию у ребенка внимания, наблюдательности и памяти;
- развитию умения высказывать свои суждения и делать умозаключения;
- развитию у детей речи – пополнению и активизации словарного запаса детей;
- социально–нравственному развитию детей.
Всё это достигается при помощи дидактических игр. Происходит познавание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой природы. В процессе игры ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, приобретаем умение быть справедливым, учится сочувствовать и в случае необходимости уступать и т. д.
По используемому материалу разделяют ДИ на группы:
• дидактические игры с предметами,
• настольно-печатные игры,
• словесные игры.
Дидактические игры с предметами. Предметы в этих играх являются учебным материалом. Игрушки, бытовые предметы, природный материал, произведения декоративно-прикладного искусства — использовать можно всё. Творческий подход воспитателя позволяет организовать отличную игру, используя и высокотехнологичные промышленные игрушки, специальные игровые комплексы.
Настольно-печатные игры. Эти игры помогают решать важные учебные задачи:
• расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
• систематизируют уже имеющиеся знания;
• развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
• стимулируют воображение.
В этой категории наиболее распространены игры на основе парности картинок, которые могут дифференцироваться по учебным задачам и сложности:
Словесные игры. Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности. Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи. Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток.
Цели и задачи дидактического пособия «Новогодняя ёлочка»
Цели: Создать условия в группе детского сада для познавательного развития детей, развития мелкой моторики, создание атмосферы праздника, развития у детей эмоциональной отзывчивости и радости от предстоящего праздника. «Новогодняя ёлочка» направлена на развитие мелкой моторики, сенсорики, сенсомоторной координации, формирование элементарных математических представлений,
Задачи:
– знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат;
– знакомить детей с основными цветами красный, желтый, синий, зеленый;
– умение различать размер большой – маленький;
– умение различать количество один – много;
– закреплять умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
– закреплять умения группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
– расширять словарный запас детей, развивать диалогические формы речи;
– развитие мелкой моторики рук;
Характеристика дидактического пособия :
В комплект дидактического пособия входят :
1. Ёлка, состоящая из трех частей (верх, середина, низ) с нашитыми пуговицами. Ёлка предназначена для крепления её на настенный фланелеграф.
2. Набор ёлочных игрушек, состоящий из 17 предметов (4 маленьких шарика, 4 больших шарика, 4 маленьких подарка, 4 больших подарка, 1 звезда. Все игрушки четырех основных цветов)
Варианты использования пособия :
Игра № 1: «Знакомство с ёлочкой».
Цель: Познакомить детей с новым дидактическим материалом. Собери ёлочку. В процессе конструирования ёлочки акцентировать внимание детей на ориентацию в пространстве: верх, низ, посередине. Игру можно сопроводить песней «В лесу родилась ёлочка».
Игра№ 2: «Разложи по цвету».
Цель: Учить детей сортировать елочные игрушки по цвету, закрепить основные цвета.
Игра№ 3: «Разложи по форме».
Цель: Учить детей сортировать елочные игрушки по форме, закрепить геометрические формы круг, квадрат.
Игра№ 4: «Разложи по величине».
Цель: Учить детей сортировать елочные игрушки по размеру, закрепить понятие величины большой и маленький.
Игра№5. «Что исчезло?»
Цель: Учить детей фиксировать внимание на предметах; развивать внимательность, наблюдательность.
Игра№ 6: «Украшаем елочку».
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве. Повесь игрушку на верх, вниз, слева, справа и т. д. Можно усложнять «справа от красного шарика» и т. п.
Игра№ 7: «Украшаем елочку».
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве. Повесь игрушку на верху, внизу, слева, справа и т. д. Можно усложнять «справа от красного шарика» и т. п.
Игра№ 8: «Какие наши игрушки».
Цель: Развивать внимательность. «Какого цвета ленточка у желтого шарика?», «Возьми большой подарок с синей ленточкой» и т. д.
Заключение
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая влияние на умственное развитие детей. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Данное методическое пособие оказывает большую помощь в привитии интереса к познавательной деятельности детей раннего возраста. Дети с большим интересом рассматривают, изучают и играют с «Новогодней ёлочкой». Игра вызывает массу положительных эмоций.
Перспективы на будущее
Продолжать использовать потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста в развитии математических представлений, в приобщении детей к материалу, дающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.
Список использованной литературы
1. А. Н. Давидчук, Селихова Л. Г., «Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет» – М: Сфера, 2017, с. 176
2. Е. И. Касаткина, «Дидактические игры для детей раннего возраста» – М: Цветной мир, 2018, с. 16
3. М. В. Карпеева, «Развитие речи младших дошкольников: упражнения с пуговицами и дидактические игры» – М: Центр педагогического образования, 2015, с. 104.