Юлия Червякова
Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС доо
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
круглого стола для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений района
«Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»
Цель:
Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений района (воспитатели, старшие воспитатели, узкие специалисты)
Условия и оборудование: зал,ноутбук, медиапроектор.
Форма проведения: двурядный круглый стол.
Этапы проведения, их задачи и время реализации:
Публикация «Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС доо» размещена в разделах
1. Предварительная подготовка. Участникам за три дня сообщается тема круглого стола.
Задача: вспомнить понятийный аппарат, сформировать мнение по теме
2. Круглый стол:
I этап. Знакомство участников.
Задача: определения правил и регламента круглого стола. Время 5 минут.
II этап. Работа в малых группах с рабочими карточками
Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам с опорой на деятельность своего ДОУ. Время 15-20 минут
III этап. обмен мнениями в форме двурядного круглого стола.
Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников. Время 30-40 минут.
IV этап. Практическое задание. Обмен опытом. "Дидактические игры созданные посредством ИКТ-технологии"
Задача: определение практических путей работы по теме круглого стола. Время 5 -10 минут
V этап. Подведение итогов
Задача: рефлексия участников. Время 5 минут
Организация работы круглого стола
Iэтап
Участники усаживаются в малые группы (представители одного образовательного учреждения - 2-3 человека)
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы рассмотрим вопрос "Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО"
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий»
В. А. Сухомлинский.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.
Основной посыл ФГОС ДОО – обогащение условий развития дошкольников.
Огромную роль в умственном воспитание и развитие интеллекта играют дидактические игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма развития, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности.
Я предлагаю следующий регламент работы. Наша встреча пройдет в форме двурядного круглого стола.
Сначала работа пройдет в малых группах, вы заполните рабочие карточки, отразив в них свое мнение по вопросам. На эту часть работы предлагаю выделить 15-20 минут.
Затем перейдем ко второму этапу: по одному представителю от каждого образовательного учреждения сядут во внутренний круг и будут участвовать в дискуссии, остальные образуют внешний круг и становятся слушателями. Представителя внутреннего круга группа может в ходе круглого стола поменять. Ответы на вопросы должны быть лаконичны.
Первыми отвечают участники, которым предоставляет слово ведущий, остальные либо дополняют и расширяют ответ, либо высказывают отличное мнение (30-40 минут).
В конце работы круглого стола мы делимся с коллегами идеями разработок дидактических игр, созданных с помощью ИКТ технологии и подводим итоги.
Вы согласны с данным регламентом? (предложения обсуждаются)
II этап
Работа в малых группах с рабочими карточками (Приложение 1)
В каждой группе работают представители одного образовательного учреждения.
III этап
Обсуждение вопросов за круглым столом.
№ Обсуждаемые вопросы Предполагаемые мнения участников
1 Методика организации дидактических игр :
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трё х основных направлениях:
подготовка к проведению дидактической игры,
её проведение, анализ.
2 В подготовку к проведению дидактической игры входят :
Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др. ; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе занятия или в свободное от занятий и других режимных процессов время); выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры (игрушки разные предметы, картинки); подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
3 Какие задачи успешно решаются помощью дидактических игр?
Формирование системы научных знаний о природе и обществе.
Развитие умственной деятельности : мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.
Воспитание познавательных интересов, любознательности.
Формирование речи; пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
4 Что включает в себя понятие - проведение дидактической игры :
Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры.
При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.
Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения; какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
5 Условия для проведения дидактической игры : Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Последовательность и систематичность при использовании дидактических развивающих игр.
6 Дидактические игры способствуют развитию : - Мышление -сравнение
- Память - анализ
- Речь - классификация
- Логика -обобщение
- синтез
7 Рекомендации по планированию дидактических игр :
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста основной формой организации учебного процесса.
Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально.
В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают. Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на, прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени-время игры сокращается. Этого нельзя допускать!
-
После обсуждения вопросов формируем выводы по каждому вопросу:
1.
2.
3.
4.
5.
IV этап
Участники круглого стола представляют дидактические игры, созданные с помощью ИКТ -технологий. (либо презентация, либо показ привезенных с собой разработанных игр).
V этап
Рефлексия участников.
Ведущий:
Какие выводы вы сделали для себя?
Ответы участников.
Ведущий: Была ли тема круглого стола полезной?
Ответы участников:
- Обмен мнениями был очень полезен.
- Понравились конкретные примеры дидактических игр, которые демонстрировали участники.
- Возникла идея провести аналогичный круглый стол с педагогами
образовательного учреждения.
Приложение 1
«Круглый стол»
«Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»
Вопросы для обсуждения Тезисы ответов
1
В чем заключается основа дидактической игры?
2 Чем отличается дидактическая игра от остальных игр для детей дошкольного возраста?
3 Чем определяется дидактическая задача игры?
4 Какие качества личности детей можно формировать средствами дидактической игры?
Обоснуйте свой ответ.
5 Какой характер носят правила дидактической игры?
6 Педагогическая ценность дидактических игр.