Лидия Красникова
Консультация «Материнский фольклор в развитии детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги.
Тема моего выступления «Материнский фольклор в развитии детей раннего возраста».
И мне хотелось бы начать выступление с цитаты Максима Горького, который сказал: «Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего».
Прежде всего, разберёмся в том, что такое материнский фольклор. Под материнским фольклором мы понимаем те жанры детского фольклора, которые используются в процессе пестования, взращивания ребёнка. Это, прежде всего, колыбельные песни, пестушки, сопровождающие телесный контакт матери и ребёнка в процессе ухода, потешки, прибаутки.
Публикация «Консультация „Материнский фольклор в развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мама. День матери. Консультации для родителей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Строя свою работу с детьми на основе фольклора, я исходила из того, что фольклор должен быть широко включен в деятельность детей. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.
В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание я уделяю ознакомлению с малыми формами фольклора – потешкам, пестушкам, закличкам, поговоркам, колыбельным – песенкам.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в детском саду. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбираю потешки, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к ещё малознакомому человеку-воспитателю. Например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка – пригожий.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разных режимных моментах, у нас это построено примерно так: Утро начинаем с разучивания какой-либо потешки, или повторение уже знакомой. Это создает хорошее настроение и желание играть и общаться. Хорошо известны детям потешки, я использовала в утренней гимнастике:
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Приучая детей мыть руки, лицо и стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение сопровождаю такой потешкой.
Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы глазки блестели,
чтобы щёчки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок.
Кормление детей очень важный момент в жизни каждого малыша. Используя потешки, мы делаем процесс приема пищи непринуждённым, дети с аппетитом принимаются за еду.
Умница Дашенька,
Ешь кашу сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Или во время обеда:
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
Укладывая детей спать, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Если кто-то из малышей беспокоится, успокаиваю тихой колыбельной песенкой, поглаживанием по голове.
Люли, люли, люли.
Прилетели гули,
Сели гули ворковать,
Тихо Машу усыплять.
Используя эти приёмы укладывания, дети стали намного спокойнее, быстрее засыпают, не так тревожатся во сне.
Также подбираю потешки для подъёма детей после дневного сна.
На кисоньку потягушечки
На деточку порастушечки.
вот проснулся петушок,
Вставай курочка.
Подымайся мой дружок,
Встань мой Юрочка (или любое другое имя ребёнка)
Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, и читаю потешку:
На нашу Дашеньку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
ножка – раз, и ножка – два!
В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями рук. Все эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику в кроватке после сна. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды и обуви. Во время одевания детей на прогулку использую такую потешку, как:
Вот они, сапожки,
Этот – с левой ножки,
Этот – справой ножки.
Для того чтобы малышам было легче запомнить потешки, сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, красочных иллюстраций, а также играми. Чтобы дети могли наглядно представить жесты мимику, позу того или иного персонажа я использую «живые картинки». Например, при чтении потешки «расти коса до пояса….» показываю наглядно как мама бережно, осторожно причёсывает дочь, как ласково приговаривает при этом. Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешки.
Также я обратила внимание на то, что малыши стали использовать фольклор в самостоятельных играх. Например, во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием напевают колыбельные песенки. Во время кормления куклы приговаривают: «Каша вкусненька, кушай Катя», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». И так далее.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями по этой теме; в беседах, с помощью различных папок-передвижек и консультаций объясняю им ценность русского фольклора в художественно-эстетическом воспитания детей.
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что использование фольклора в работе с детьми раннего возраста развивает у малышей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.