Александра Жукова
Макетирование как средство развития игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Макетирование как средство развития игровой деятельности дошкольников»
«Игра имеет большое значение в жизни ребенка,
имеет то же значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре,
таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
А. С. Макаренко
Публикация «Макетирование как средство развития игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
Дошкольное детство является коротким, но очень важным, уникальным периодом жизни человека. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения.
Детская игра — явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, поэтому ее функции разнообразны. Одними из важных функций игры принято считать:
обучающую функцию — позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, направлена на усвоения определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
воспитательную функцию — позволяет выявить индивидуальные особенности детей, устранить нежелательные проявления в характере.
развивающую функцию — заключается в развитии ребенка, коррекции того что в нем заложено и проявлено.
коммуникативную функцию — состоит в развитии потребности обмениваться со своими сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними, устанавливать дружеские отношения, проявлять речевую активность.
развлекательную функцию — способствует повышению эмоционально – положительного тонуса, развитию двигательной активности.
релаксационную функцию — заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.
психологическую функцию — состоит в развитии творческих способностей детей.
Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов и игры с ними. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
Поэтому, уже в младшем дошкольном возрасте, макеты целесообразно вносить в игровую и развивающую среду.
Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном
масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило,
функциональности представляемого объекта.
На начальном этапе нашей работы с макетами, мы с ребятами попытались сами воссоздать макет леса после ознакомления с дикими животными (медведь, волк, заяц, лиса). Это был элементарный макет из подручных материалов…
Увидев ребят за увлечённой игрой с таким макетом-моделью, родители решили поддержать нашу идею и создать дома, совместно со своими детьми, и другие макеты. Так, у нас в группе появился макет деревенского дворика с загонами:
А потом и «Птичий двор»
Конечно, на этом наша работа только начинается. И в планах у нас с родителями макетирование по следующим темам и совершенствование уже имеющихся макетов в соответствии с новыми требованиями
Таким образом, макет – это форма организации образовательного пространства, которая способствует развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 3-4 лет, так и для детей более старшего возраста. Главное, чтобы работа с макетами стала увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Макетирование помогает детям больше узнать о природе, космосе, познакомиться с историей родного края, страны, а педагогам успешно реализовать золотое правило дошкольной педагогики : «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.
Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.
Игры с макетами - одно из любимых занятий наших воспитанников, которое объединяет вокруг себя семью, ребенка и детский сад.