Татьяна Ерина
Эссе «Любовь к детям — кредо воспитателя!»
▼ Скачать + Заказать документы
. Все мы родом из детства, из мира любви, добра, где ребенок, не растеряв радости и надежды нового дня, изумляясь красоте мира, ждет встречи с интересным и добрым…
Ребенок изначально настроен на красоту и гармонию, на доброе и возвышенное. И все это надо сохранить на все года. И это в руках взрослых, родителей, педагогов, общества…
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет для нас конечный результат образовательной деятельности - это воспитание гражданина России : носителя ценностей гражданского общества, уважающего ценности иных культур, уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата; осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми.
Публикация «Эссе „Любовь к детям — кредо воспитателя!“» размещена в разделах
«Воспитание детей – это не малая забава, а задание, требующее тяжелых переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей» пишет Януш Корчак.
А когда начинается воспитание ребенка?
Начинается воспитание ребенка в мыслях, мечтах, воображении женщины и мужчины. А потом духовность воспитателей, учителей. Духовность общества.
Все начинается с семьи,
но и мы, педагоги, стоим на одной из ступеней воспитания детей. Ведь это мы помогаем родителям воспитывать детей, используя свой педагогический опыт, педагогические знания.
Какие – бы формы не принимало образование, всегда важнейшей фигурой в них будет Педагог.
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.
Кто такой воспитатель? Тот, кто освоил в течение пяти институтских лет премудрости Педагогики? Практика невольно заставляет усомниться: высшее образование – единственное ли это условие успешной работы?
Как применить все имеющиеся знания в жизни, в той повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глазенки?
Что ты можешь предъявить ребенку? Заученную чужую цитату, мнение ученого, правило, обведенное в рамочку, опыт коллег-предшественников?
Предъявить можно себя, свое слово, свой поступок. Все то, что ты накопишь за всю жизнь, что повидал, чему научился и что, без остатка, готов отдать…
«Разве можно любить чужих детей? Зачем нужна Гуманная Педагогика?» - слышала я не раз в разговорах с воспитателями.
И многие воспитатели четко, осознанно отвечали: «Нет! Чужих детей любить нельзя! Их можно только уважать…»
Но как же можно жить с тем, кого не любишь? Ведь работа в детском саду это – жизнь…. А научатся ли дети любить других людей, если их не любят?
Любой грамотный человек в наши дни уже знает, что все наши комплексы, которые так мешают нам жить, родом из глубокого детства. И я для себя еще раз убедилась, что в наше время, Гуманная педагогика – актуальна как никогда, которая всегда призывает к постоянному познанию своих возможностей, саморазвитию личности и духовному самосовершенствованию в течение всей жизни.
Без любви к детям воспитатель немыслим. На этом единодушно сходились все великие люди разных времен.
Любить ребёнка (или любовь по Корчаку) - это, прежде всего, принимать его таким, какой он есть. Он постоянно подчеркивает, что если дети разные, то это не означает, что одни хорошие, а другие плохие. Они просто разные. Корчак предостерегает нас не путать «хорошего» ребёнка с «удобным».
Суть воспитательного метода и призыв ко всем педагогам Я. Корчака, это то, что, прежде всего, нужно изучать ребёнка. Наблюдать, стараться понять, проникнуть в его внутренний мир.
И если бы профессиональная жизнь воспитателя начиналась с глубокого изучения и постижения работ Василия Александровича Сухомлинского «Сердце отдаю детям», Януша Корчака «Как любить детей», Льва Николаевича Толстого «О воспитании», «Любите друг друга», Николая Николаевича Неплюева «Опыт дела любви», Шалвы Александровича Амонашвили «Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света»,
то, возможно, воспитатель постигал бы науку любви, а она в профессии воспитателя – самое главное,
Потому что - Нам, воспитателям, доверено самое дорогое – ДЕТИ!
Придя после университета работать в детский сад, увидев чистые, устремленные к тебе детские взгляды, я поняла – Это счастье!
Каждый день на меня смотрят мои воспитанники умеющие доверять и любить бескорыстно.
Можно завоевать авторитет высокими требованиями, дисциплиной, но заставить любить - никогда. Ребёнок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым….
И когда в глазах ребёнка сияет одухотворённость знаниями, красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человечка, так как в нём – частица моей души.
Я стараюсь быть не над детьми, а встать рядом и решать проблемы вместе, заставляя мое сердце биться в унисон маленьким сердцам.
Согласитесь, что главное – не как громко крикнуть и хмуро посмотреть, а как проще, нежнее и доходчивее для ребенка донести информацию, благодаря которой он сможет жить в гармонии с окружающим его миром.
Как это прекрасно – закладывать ростки будущих характеров, поддерживать их своей любовью, отдавать им, этим неугомонным созданиям, тепло своего сердца.
Дети как губка – впитывают и хорошее, и плохое. Им не важно, что дома неприятности, что у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твои руки, твой голос, твое сердце!
И понимаешь, что ты здесь для того, чтобы их жизнь продолжалась и была полной, чтобы они были защищены и накормлены, могли развиваться, все делать сами, ходили в сухих колготках, с ощущением, что их здесь любят.
Любят? Да! И ты понимаешь, что действительно их любишь.
Разных: и когда они плачут, и когда смеются, когда задают один и тот же вопрос по сто раз, и когда вообще не умеют говорить. Когда хулиганят, и когда обнимаются, и даже когда обижаются «Я к тебе больше не приду!»
Просто ты их любишь, и поэтому ты здесь - в детском саду…
А потом за ними приходят родители. И ты остаешься один, уходишь в свою жизнь. Кажется в личную. Там – семья, сын, сестра, сварливая свекровь – и никаких детей….
Конечно, ты не плачешь каждый день, когда их забирают домой.
Ты плачешь, один раз в четыре года…. в конце мая, когда вдруг ясно осознаешь, что Саши, Насти, Аленки и Миши …. уже не будет в твоей группе.
Они не придут с утра и их глаза не встретятся с твоими глазами, ты не дотронешься до них, они не возьмут тебя за руку – они уходят от тебя …. – и это грустно, каждый раз это очень грустно.
И они уходят из детского сада, уходят в другую жизнь, но в моем сердце остаются навсегда.
Кажется, что другие дети будут чужими, и я не смогу их полюбить так, как прежних. Но, увидев открытые взгляды малышей, понимаешь – ты им нужна. И так из года в год, из поколения в поколение….
Жизнь продолжается…
Любовь к детям является отличительной чертой педагога, той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает образовательное учреждение в хорошую семью.
Если педагог проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой, его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, психологический комфорт, свободное, без принуждения, послушание детей.
Мудрая любовь к детям – вершина педагогической культуры, мыслей и чувств.