Оксана Илюхина
Мастер-класс «Лэпбук «Моя малая Родина» в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне хотелось начать свой мастер – класс словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачева:
(Слайд 2)
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Публикация «Мастер-класс „Лэпбук „Моя малая Родина“ в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лэпбук на патриотическую тему «Моя Родина»
- Лэпбук «Моя малая Родина, мой край, мой город»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Уважаемые коллеги,
- Скажите, пожалуйста, с чего для вас начинается Родина?
И русский народ, любя свою Родину, сложил много пословиц. Перед вами лежат по 2 половинки пословицы. Вам нужно составить из них целые пословицы.
(Слайд 3) Какие пословицы у вас получились? Озвучьте их.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Береги землю родимую, как мать любимую.
На родной стороне и камешек знаком.
Родной край - сердцу рай
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Родная земля и в горсти мила.
Как мать одна, так и Родина одна.
Много разных земель, а родная всех милей.
Всякому мила своя сторона.
Велика русская земля — и везде солнышко.
Из этих пословиц видно, как русский человек любит свою Родину. Ведь Родина — это страна, в которой мы родились и живем. Россия — это наша большая Родина. Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня, улица, дом, где он родился. Это малая Родина.
Задача педагога – как можно раньше пробудить в детях любовь и уважение к родной земле, к родному дому, семье, детскому саду, родной улице, городу, используя современные инновационные технологии и новые нестандартные формы сотрудничества с воспитанниками. Для себя я нашла такую технологию, как в последствии показала практика, такое решение придало моей работе некую изюминку – это технология «Лэпбук».
(Слайд 4) Интерактивное пособие – Лепбук, является средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Это технология, представляющая собой разновидность метода проекта. В дословном переводе с английского языка Лэпбук означает «книга на коленях».
Лэпбук еще называют методическое пособие или интерактивная папка, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое сам или вместе с детьми, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы, с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать в них любую информацию на любую тему.
(Слайд 5) Цель использования лэпбука : формирование у дошкольников познавательной активности, поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных способностей в условиях образовательного пространства.
Задачи:
1. Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.
2. Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.
3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.
4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
5. Развивать общую моторику детей.
6. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
ЛЭП бук - это:
• инновационная игровая технология;
• интересная и эффективная форма совместной работы взрослых и детей;
• современная творческая находка для педагога, содержащая логично структурированный материал по определенной теме;
• дидактический материал как особый тип наглядного пособия, который включает в себя карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, и т. д. ;
• дидактический материал, который раздается детям для самостоятельной работы детей;
• дидактический материал, который прост по своему содержанию и техническому оформлению; подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.
Использование «Лэпбука», как неотъемлемой части - развивающей предметно пространственной среды (ППРС, отвечает требованиям, которые сейчас стоят перед дошкольным образованием :
• обеспечение возможности общения всех участников образовательного процесса;
• осуществление партнерской деятельности детей и взрослых.
(Слайд 6) Сегодня мне хотелось бы остановиться на игровом пособие – Лэпбук, который мы используем в своей работе по патриотическому воспитанию : Тема моего мастер класса Методическое игровое пособие – ЛЭПБУК.
«ЛЭП бук «Моя малая Родина»
(Слайд 7) Цель: формирование представлений и систематизация знаний о малой Родине.
Задачи:
- расширять и пополнять знания детей о своей малой Родине –городе Петров Вал и районе, о его символике, достопримечательностях, традициях, истории и природе родного края;
- развивать познавательную активность детей;
- воспитывать у детей любовь к родному городу, чувство гордости за своих земляков;
- развивать связную речь детей, расширять и активизировать активный и пассивный словарь детей;
Лэпбук состоит из 10 развивающих элементов:
(Сайд 8) 1. «Герб города Петров Вал» с полным описанием их внешнего вида и используемых обозначений (символов).
(Слайд 9) 2. Дидактическая игра «Герб города».
Цель: закрепление представлений детей о гербе родного города; развитие умения различать герб родного города из других гербов.
Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” из 7-10 частей герба города, изображения гербов городов края.
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города
3. «Пословицы и поговорки о малой родине» познакомит детей с народной мудростью о Родине.
Цель: развивать внимание, память, учить внимательно слушать. знакомство с устным народным творчеством.
Задачи: учить дошкольников понимать смысл пословиц и поговорок о Родине.
Развивать умение оценивать человека по его поступкам. Воспитывать чувство патриотизма.
На чужой стороне и весна не красна.
Всякому мила своя сторона.
Дым отечества светлее чужого огня.
Родина – мать, чужбина – мачеха.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Человек без Родины, что человек без песни.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Дома и стены помогают.
Нет в мире краше Родины нашей.
(Слайд 10) 4. Игра «Достопримечательности города Петров Вал»
Цель: закрепление представлений о достопримечательностях Петров Вала, развитие связной речи
Материалы: парные изображения достопримечательностей города Петров Вал
Количество игроков: не ограничено
Ход игры:
Из набора перевернутых иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей города ребенку предлагается выбрать две, перевернуть их. Если изображения одинаковы, то ребенку предлагается рассказать о данной достопримечательности. Если иллюстрации не одинаковы, то они снова переворачиваются и передаются ход другому игроку. Выигрывает тот игрок, у кого больше пар
(Слайд 11) 5. Игра «Было - стало»
Цель: закрепление представлений о достопримечательностях города Петров Вал, развитие чувства времени
Материалы: изображения города в разных временных отрезках
Количество игроков: до количества парных картинок
Ход игры:
Из набора иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей города ребенку предлагается выбрать две, которые указывают на одну достопримечательность в разных временных отрезках. Ребенок рассказывает о данной достопримечательности и объясняет, почему ее выбрал.
(Слайд 12) 6. «Прогулка по городу»
Задачи:
Знакомить дошкольников с социально значимыми объектами родного города. С тем, что скрывается за яркой вывеской? Для чего предназначены оптика, ателье, почта и др.
Материал: картинки с вывесками и фасадами городских заведений и учреждений; карточки со стихами-загадками.
Ход игры: Ведущий читает стихотворение-загадку о социальном объекте города. Дети определяют картинку с фасадом и вывеской нужного здания.
(Слайд13) 7. «Важные профессии»
Задачи:
Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Воспитатель читает загадку о действиях человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия. Находят соответствующую картинку.
(Слайд 14) 8. «Кто что делает?»
Задачи:
Формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память
Материалы: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.
(Слайд 15) 9. «Знаменитые личности»
Цель: способствовать закреплению знаний о знаменитых людях Петров Вала
Материал: фотографии знаменитых людей, чья судьба связана с Петров Валом
(Слайд 16) 10. «История города», карта города»
Такая необычная подача материала всегда привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвращается к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
В заключении своего мастер – класса, я предлагаю вам, выбирая начало фразы, высказываться одним предложением, по поводу прослушанного.
(Слайд 17) «Сегодня я узнала, что….
«Было интересно ….
«Я приобрела …
«Я попробую….
«Мне захотелось….
Я надеюсь, что предложенный материал найдёт положительную оценку у коллег, поможет им найти интересную идею и будет использован ими на практике.
Спасибо Вам за внимание!