Ольга Дмитриева
Физкультурно-оздоровительная технология сохранения и стимулирования здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно-оздоровительная технология, технология сохранения и стимулирования здоровья.
«Лучшая здоровьесберегающая методика»
В рамках реализации программы «Образование и здоровье» особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных технологий оздоровления детей в
Публикация «Физкультурно-оздоровительная технология сохранения и стимулирования здоровья» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В нашем детском саду придается большое значение процессу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача оздоровительной технологии заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника.
«Береги здоровье смолоду” - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного образовательного учреждения, так как более 70% времени ребёнок проводит в детском саду. Это время, когда он растёт, развивается, поэтому забота о здоровье занимает в нашем детском саду одно из приоритетных направлений работы.
Цель здоровьесберегающей технологии (ЗСТ) — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья, сохранить и укрепить здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду.
Для этого мы объединили усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
Целью ЗСТ в нашем детском саду является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий, т. е. технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья.
Для реализации цели были решены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать структуру такого двигательного режима, который отвечает возрастным возможностям детей дошкольного возраста и содержит различные формы оздоровительной физической культуры и оздоровительные мероприятия.
2. Разработать модель сочетания занятий физическими упражнениями с оздоровительными мероприятиями.
3. Оценить эффективность и влияние двигательного режима с включением оздоровительных мероприятий на повышение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников, на реабилитацию и коррекцию нарушений здоровья детей.
Главным условием оздоровления образовательной среды является внедрение системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Реализация здоровьесберегающей технологии осуществляется по блокам:
Здоровьесберегающая инфраструктура :
• состояние и содержание здания детского сада и помещений в соответствии с
гигиеническими нормативами;
• оснащенность музыкально - спортивного зала, спортплощадки необходимым оборудованием и инвентарем;
• наличие и оснащение медицинского кабинета;
• организация качественного питания.
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию детского сада.
Рациональная организация здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленная на снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха, включает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки на занятиях;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников;
• введение инноваций в образовательный процесс под контролем специалистов;
• рациональная и соответствующая требованиям организация занятий физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
• индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития).
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения.
Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности детей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и формирование культуры здоровья, включает:
• полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья;
• организацию работы групп корригирующей гимнастики;
• организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях;
• регулярное проведение оздоровительных мероприятий.
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, инструктора физкультуры, медицинских работников, всех педагогов.
Просветительско-воспитательная работа с воспитанниками, направленная на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, включает:
• образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
• проведение “Дней здоровья”, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Просветительская и методическая работа с воспитателями, специалистами, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;
• приобретение для педагогов, специалистов и родителей необходимой научно-методической литературы;
• привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, «Дней здоровья», и т. п.
• лекции, семинары, консультации, по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, и т. п. ;
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, инструктора физкультуры, воспитателей, родителей детей детского сада.
Для того, чтобы помочь каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым в детском саду создана особая здоровьесберегающая среда. В нашем дошкольном учреждении все мы стараемся создать психологические условия организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинского и педагогических работников: инструктора физкультуры, воспитателя, музыкального руководителя.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности. Для внедрения ЗСТ в образовательный процесс дошкольного учреждения необходима оценка физического развития, физической подготовленности, которую мы проводим с целью выявления закономерностей роста и развития, индивидуальной оценки их уровня, оценки состояния здоровья; оценки эффективности оздоровительных мероприятий.
При создании структуры и содержания программы оздоровительной физической культуры необходимо было решить задачу существенного повышения функциональных возможностей организма детей. На всех этапах обследования дошкольников проводились по следующей программе: 1) беседы с воспитателями, родителями, детьми; 2) анкетирование; 3) антропометрические измерения; 4) изучение состояния здоровья; 5) тестирование физической подготовленности. На основании практического опыта было доказано, что количество и разнообразие двигательных действий должно быть таким, чтобы можно было обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение дня, недели, учебного года.
Модель здоровьесберегающей технологии (ЗСТ) оздоровления включает двигательный режим детского сада, сочетающий различные формы занятий физическими упражнениями с оздоровительными мероприятиями, что создает условия для реабилитации детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. В системе средств естественной профилактики ведущее место принадлежит оздоровительной физической культуре, обеспечивающей удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности. Дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.
Девизом здоровьесберегающей педагогики является - не навреди. Методика сочетания занятий физическими упражнениями с различными оздоровительными мероприятиями в нашем саду построена на основе базисного содержания дошкольного образования с учетом разнообразных форм занятий.
Образовательный процесс строиться так, чтобы поддерживалась, высокая работоспособность, предупреждалась ось переутомление, формировалась способность к преодолению ранней усталости, формировалась мотивация к деятельности, индивидуальное дозирование труда и отдыха, рациональная организация физ. минуток.
На занятиях применяются игры по снятию статического напряжения. Обращается внимание на осанку детей. Используются приемы изменения позы на занятиях: сидя, стоя, лежа. Продумываются физ. минутки. Вводится музыкальное сопровождение. Организация двигательной активности и использование элементов музыкотерапии выступают как составные части лечебной педагогики.
Делаются динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся на свежем воздухе, малоподвижные игры в групповой комнате.
Инструктор физкультуры, воспитатели и музыкальный руководитель проводят релаксацию, используя спокойную классическую музыку, звуки природы.
В младших группах проводится пальчиковая гимнастика. Работа проводится воспитателем индивидуально, или с подгруппой детей. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
Ежедневно по 3—5 мин. в любое свободное время и во время занятий проводится гимнастика для глаз, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Во время выполнения упражнений, воспитатель учит детей правильно дышать.
Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.
Мы уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.
В детском саду организован кружок «Крепыши», работа которого направлена на коррекцию и профилактику нарушения осанки и плоскостопия. Для этого составлен план работы кружка, план совместной работы с воспитателями, перспективный план игровых оздоровительных занятий направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, подобраны элементы гимнастики «Хатха – йога», подражательные движения. На занятиях используется нестандартное оборудование, разработка которых обсуждается с воспитателями на практических семинарах.
К сожалению, в нашем детском саду не предусмотрен физкультурный зал, но несмотря на это, наши педагоги создают все необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха.
Большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе на свежем воздухе.
В ДОУ регулярно проводится диагностика детей по физическому развитию.
Здоровье детей – в наших руках, и поэтому детский сад стремится установить тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Работа, проводимая в детском саду, имеет свое продолжение в домашних условиях.
Анкетирование, тестирование, семинары – практикумы, родительские собрания, совместные с родителями занятия, спортивные праздники, туристические прогулки способствуют приобщению их к здоровому образу жизни.
Полезно помнить наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. Такое переключение для детей естественный активный отдых. Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, а наоборот снимает утомление, активизирует память, мышление, все психические процессы.
От чего же зависит здоровье детей? Как правило, это результат действия нескольких факторов, а именно: эмоциональная обстановка в семье и в детском саду, образ жизни, качество питания, наследственность, экология, уровень медицины. Некоторые из этих факторов объективны, а на некоторые мы можем оказывать влияние. Не так уж это и трудно – придерживаться здорового образа жизни. Нужно лишь начать. Только совместными усилиями можно обеспечить здоровье наших детей на долгие годы вперед.
Давайте вместе растить наших малышей здоровыми и счастливыми!