Борисенко Наталья Федоровна
Консультация «Лоскутное шитье»
▼ Скачать + Заказать документы
В каждом доме найдется хоть несколько лоскутков ткани, иногда это старые, вышедшие из моды ситцевые платья, или отрезки от давно уже сношенных вещей -это бросовый материал, из которого можно создать великолепные вещи. Являясь руководителем творческого объединения «Дизайн одежды и интерьера», с целью повышения интереса и развития творческих способностей обучающихся, я предлагаю им найти практическое применение старым лоскутам ткани, а так же создать творческие работы без дополнительных финансовых затрат.
Публикация «Консультация „Лоскутное шитье“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пэчворк. Лоскутное шитье
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Зная различные способы соединения лоскутов, я поставила следующие задачи: изучить с обучающимися дополнительную литературу по данному вопросу и подобрать менее трудоемкий способ выполнения работ, ведь для изготовления изделий из лоскутов не требуются специальные навыки и специальное оборудование.
В одном из книжных каталогов в книге Джанна Валли Берти и Россана Риколфи «Лоскутное шитье» предлагалось выполнить работы на пенопластовой основе с использованием лоскутов, интерес вызвали картины, сделанные в этой технике. На первый взгляд работа по изготовлению картин показалась трудоемкой, требующей определенных навыков. Но в ходе выполнения работы стало понятно, что этот метод настолько простой в обработке и выполнении. У обучающихся возник не только интерес, а работа увлекла и дети с ней быстро справились. Таким образом родилась целая серии картин, которые стали украшением нашего учреждения.
Пэчворк - лоскутное шитье, является очень популярным направлением в нашем творческом объединении. И применяется не столько из потребности экономить материалы и деньги, эта техника стала очень модной. Она позволяет сделать красивой и неповторимой одежду, создавать уют в доме. Лоскутное шитье привлекает большое внимание не только рукодельниц, но и профессиональных художников, создающих панно, ковры, модели одежды.
Сначала мы чертим схему лоскутного рисунка, делаем шаблоны (трафареты) его элементов, продумываем цветовое решение и подбираем ткани.
Далее выбираем способ (технику, технологию) изготовления этого изделия. Самыми распространенными техниками являются:
• шитье из полос
• шитье из квадратов
• шитье из прямоугольных треугольников
• шитье из равносторонних треугольников
• техника «русский квадрат»
• шитье из многоугольников
• шитье на основу
Инструменты и материалы
Материалы, которые мы используем в лоскутном шитье, самые обычные - лоскуты и обрезки тканей, кусочки кожи и замши, а также вещи, которые мы уже не носим, но материал, из которого они сделаны, хорошо сохранился, последние распарываем по швам или вырезаем из них лучшие куски.
Инструменты для занятия пэчворком: ножницы, иголки, нитки, швейная машина, желательно иметь под рукой ножницы “зигзаг”. Многие изделия в технике пэчворк выполняются на подкладке, поэтому мы имеем запас также синтепона.
Для изготовления панно, ковров и изделий со сложным рисунком и композицией потребуются миллиметровая бумага и калька.
Метод инкрустация
Инкрустация - один из видов лоскутного шитья, наиболее распространенный метод украшения пенопластовой основы.
Этот метод очень заинтересовал обучающихся, так как в работе не требуется особых инструментов, основной рабочий инструмент - пилочка для ногтей, нож для бумаги, клей. К этому еще прибавляем лоскуты ткани и фантазию.
При этом используемся кусочки ткани, различные по форме и цвету. Самые подходящие ткани - легкий хлопок и те ткани, которые содержат хлопок. Ткань должна быть не очень тонкой, чтобы ее легко было прикалывать к пенопласту, и в то же время плотной, чтобы пенопласт не просвечивал, желательна достаточно мягкая хлопчатобумажная ткань, чтобы скрыть неровности и выпуклости пенопласта. Цвет ткани обучающиеся выбирают на свой вкус. Перед работой как следует гладим ткань, потому что потом мы уже не сможем удалить складки.
Материалы для лоскутного шитья
Для работы мы используем различные ткани и особенно полотняного переплетения. Это большая часть хлопчатобумажных тканей (ситец, бязь, льняные, полульняные, шерстяные и др. достаточно широко используются и ткани сатинового и атласного переплетения. Они довольно плотные и имеют гладкую блестящую поверхность, долговечны, легко стираются.
Для выполнения инкрустации так же используем шерстяные и шелковые ткани и даже обрезки трикотажа. Но следует помнить, что шерстяное полотно часто рыхлое, плотное и легко деформируется по косой нити, а трикотажное сильно растягивается и плохо держит форму. Очень тонкие ткани рекомендуется перед кроем продублировать клеевым флизелином для уплотнения.
При выполнении работ методом инкрустации используем разнообразные материалы: ткань, тесьма, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, шерстяная пряжа, пуговицы.
Перед раскроем как более крупные куски тканей, так и мелкие лоскутки необходимо декатировать и, по желанию, подкрахмаливать.
Декатировка - это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. При декатировке хлопчатобумажные, льняные и сатиновые ткани полощут в горячей воде, отжимают, в случае необходимости опускают в подготовленный раствор крахмала, снова слегка отжимают и развешивают для сушки. Чуть влажные ткани утюжим вдоль долевых нитей по изнаночной стороне.
Мелкие лоскутки можно крахмалить холодным способом. В широкую миску наливаем 1 литр холодной воды и размешиваем в ней 1 столовую ложку крахмала и 1 чайную ложку соли, раствор взбалтываем. Затем каждый лоскут смачиваем, отжимаем и сразу проутюживаем.
Высушиваем утюгом, желательно по долевой нитке. Ели по лоскутку невозможно определить долевую нить, надо двигать утюг поочередно по двум направлениям нитей. Мелкие лоскуты просто отпаривают через влажную ткань.
Ткани типа подкладочной саржи, некоторые искусственные виды шелка и ворсовые материалы не декатируют, а только проутюживают по изнаночной стороне.
Можно использовать ткани из смешанных волокон от плащей, курток, платьев и юбок, а также драп. Старое изделие осматриваем, швы срезаем, подгибы не выравниваем, а разрезаем по линии сгиба, поскольку такие места невозможно хорошо разутюжить. Куски ткани с дефектами, следами от швов, вытачек, канты, застежки вырезаем. Для придания объема в некоторых местах используем синтепон.
Подбор тканей по цвету
Существует три основных цвета: красный, синий и желтый. От смешения образуются все остальные. При смешении двух основных цветов получаются вторичные цвета. Соединение красного цвета с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синим - зеленый, синего с красным - фиолетовый.
Мы сортируем ткани по цвету. Из общей массы выделяем ткани с белым фоном и мелким рисунком (так называемые бельевые). Они используются реже других и, как правило, в небольшом количестве.
Отдельно откладываем белые, черные и серые ткани; они используются в сочетании с другими как разделяющие, нейтральные.
Серый цвет облагораживает любую гамму, только необходимо подобрать наиболее подходящий его оттенок.
Использование ткани белого цвета в качестве фона делает композицию мягче, нежнее, черного - придает ей монументальность, а всему изделию - массивность.
Раскладывая ткани по стопкам, нужно сразу оценивать их по степени светлоты. Внизу должны лежать более темные, сверху - более светлые лоскуты.
Например, группа тканей красного цвета может выглядеть так: сначала краснокоричневые (терракотовые, бордовые, пурпурные, а затем красные и выше - розовые. Изделие из лоскутов должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме.
Во-первых, можно комбинировать лоскуты, беря их из одной группы тканей, либо сочетая темные и светлые оттенки одного цвета, либо соединяя цвета одной цветовой области, например, основной цвет красный и его оттенки комбинировать с прилегающими к нему промежуточными - красно-фиолетовым и оранжево-красным цветами.
Во-вторых, могут сочетаться противоположные цвета по принципу дополнения.
Дополнительными (или контрастными, противоположными) называют цвета, расположенные в цветовом круге напротив друга. Они дополняют, т. е. усиливают цвет друг друга, если находятся рядом. Сшивая цветные лоскуты, учитывайте это свойство, если хотите сделать изделие более ярким и контрастным.
Колорит - это совокупность всех цветов изделия, их соотношение по тону, насыщенности цвета.
Холодные и теплые цвета расположены в цветовом круге вправо и влево от желтого. Каждый цвет может иметь более теплый (в сторону желтого) или более холодный (в сторону синего) оттенок.
Ахроматические цвета (белый, черный и серый) используются и с теплыми, и с холодными. При сочетании с ними они сами будут становиться либо теплыми, либо холодными.
Встречаются очень пестрые ткани, которые трудно отнести к какой-либо одной группе. В изделии их можно чередовать с более бледными по цвету лоскутками.
На фоне пестрых тканей заметно выделяются однотонные ткани, без рисунка. Они как бы выступают вперед на пестром фоне, организуя каркас композиции. Ими хорошо выделять основные компоненты и главные направляющие линии в общей композиции.
Если однотонная ткань не применяется, то главным цветом должен стать самый яркий, активно контрастирующий со всеми остальными по насыщенности. Его роль может выполнить и самый темный, и самый светлый цвет.
Не надо стремиться к большому количеству разнообразных тканей в одном изделии. Достаточно взять 3-5. Например, однотонную ткань темно-синего цвета и 2-3 ткани с синими (голубыми) цветами.
Рабочее место
Для работы мы используем большую ровную поверхность - чертежную доску или лист фанеры. Лоскутки располагаем так, как должно быть в готовом изделии, и прикалываем, так мы можем увидеть гармонируют ли цвета, нужно ли заменить детали, которые не нравятся. Вот поэтому лучше работать на отдельном месте.
Инструменты и приспособления для работы
• тонкий фломастер
• карандаш
• куттер (нож со сменным лезвием) или резак
• тонкая лопаточка
• булавки
• ножницы
• клей для коллажей
• циркуль
Технология выполнения инкрустации
Тонкий фломастер светлого цвета наносится рисунок на основе из пенопласта.
Куттером проходим по нарисованным линиям. Глубина отверстий может колебаться от 5 до 10 мм в зависимости от ткани, формы и размеров изделия. Если изделие очень маленького размера, а мы сделаем чересчур большие углубления, половинка пенопласта может оторваться.
На обозначенный линиями участок пенопласта кладем ткань, закрепляем двумя булавками и с помощью тонкой лопаточки или пилки для когтей проталкиваем ткань по всем линиям.
Отрезаем излишки ткани, оставив только ту, которая непосредственно выглядывает по линиям.
С помощью лопаточки проталкиваем ткань в углубления, чтобы она осталась только на обозначенном участке пенопласта, полностью покрывая его.
Вынимаем закрепляющие булавки и продолжаем работу, пока пенопласт не будет весь обтянут тканью.