Ольга Медвецкая
Консультация «Логосказки для средней группы»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.
Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы и средства развития речи. Хорошим помощником в этом направлении может стать логосказка.
Публикация «Консультация „Логосказки для средней группы“» размещена в разделах
Логосказка – целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Основная идея логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей путём использования элементов сказкотерапии.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям);
самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении);
творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию);
эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки);
произвольность (от переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре);
связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
Методические приёмы по логосказке :
- Словесно – режиссёрская игра (умение выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса);
- Психогимнастика (выразительная передача в мимике и движениях эмоциональных состояний);
-Словесное комментирование (совместное составление словесных описаний, импровизаций, словесное рисование).
Выделяют несколько видов логосказок :
артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
пальчиковые (развитие мелкой моторики, кисти руки, графических навыков);
фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
лексико – грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
сказки, способствующие формированию связной речи;
сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров:
- пальчиковый; настольный; перчаточный, рукавичный; куклы – бибабо; куклы – марионетки; платковые куклы; штоковый театр; театр ложек.
1. Артикуляционные сказки
Сказка «Лиса и колобок» (звук Л).
Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала. (Язык вправо – влево).
Навстречу ей колобок (надули щёки).
Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).
И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок и спой свою песенку (язык чашечкой).
Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и проглотила (убрать чашечку в рот).
Сказка «У бабушки и дедушки»
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёчки).
С ними – худые (втягиваем щёчки).
Бабушка и дедушка всем улыбнулись (губы в улыбке).
Поцеловать они всех потянулись (губы трубочкой).
Утром проснулись в улыбочке губы (улыбка).
Чистим свои мы верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи.
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдно надуваем щёки).
А на столе самовар пыхтит, что есть мочи (одновременное надувание щёк).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуём, завернём и прикусим (покусываем язык).
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизать широким языком верхнюю губу).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (язык чашечкой).
На нос подули, мы чай остудили (подули через язык на нос).