Елена Сорокина
Программа «Логоритмика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительных занятий «Логоритмика для малышей»
для детей младшей группы
Ритм есть движение материи,
логически и пропорционально
распределенной во времени
и пространстве».
Э. Жак Далькроз
Пояснительная записка
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными.
Публикация «Программа „Логоритмика для малышей“» размещена в разделах
Советский ученый, невролог и психиатр В. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»).Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений
. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Так как структура логоритмических занятий включает в себя упражнения на развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения разработанная программа кружка «Логоритмика для малышей» имеет интеллектуально-познавательную направленность.
Особенность программы заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, а музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.
Актуальность программы.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи, причиной которых могут быть разнообразные экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетание.
Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование логоритмики в процессе обучения и воспитания детей. Это связано, прежде всего, с тем, что логоритмика помимо эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывает положительное влияние и на развитие речи.
Цель программы : развитие речи детей младшего возраста средствами логоритмики.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
-уточнение артикуляции
-развитие фонематического восприятия
-расширение лексического запаса
-развитие слухового внимания и двигательной памяти
- совершенствование общей и мелкой моторики
- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью развитие мелодико-интонационных компонентов
-творческой фантазии и воображения.
Приблизительный план ОД кружка для детей 2 лет
(Время занятия -15 минут)
Разминка (1-2мин).
Слушание музыкальных фрагментов (2-3мин).
Музыкально-ритмические, гимнастические упражнения (2-3мин).
Разучивание танцевальных элементов (4-5мин.)
Подвижные и музыкально-ритмические игры (2-3мин).
План образовательной деятельности кружка
Программа кружка разработана с учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет
Срок реализации программы кружка «Логоритмика для малышей» -1 год
Формы и режим занятий
Основной формой ОД является интегрированное занятие.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия 15 минут.
Интеграция образовательных областей
.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с иллюстрациями к произведениям, играм.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.
Планируемые результаты
В результате участия в программе кружка «Логоритмика для малышей» у детей
ожидаем:
-нормализация темпа и ритма речи;
-увеличение объёма памяти, словарного запаса;
-развитие физиологического дыхания и речевой моторики для правильного произношения звуков ;
-совершенствование фонематического восприятия и слуха, общей и тонкой моторики, мимики.
Итогом обучения в кружке будет являться умение детей воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры.
Здоровьесберегающие технологии
Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит
положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений
Представленные в программе занятия построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.
Перспективный план