Получи документы

Логопедический массаж как один из комплексов воздействия на коррекцию звукопроизношения у дошкольников

Стрельникова Татьяна Сергеевна
Логопедический массаж как один из комплексов воздействия на коррекцию звукопроизношения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Логопедический массаж, как один из комплексов воздействия на коррекцию звукопроизношения у дошкольников».

Аннотация: Комплексное воздействие коррекции звукопроизношения, логопедическим массажем. Стертая дизартрия, как главное препятствие к нормальной речи. Последовательный план работы с логопедическим массажем.

Публикация «Логопедический массаж как один из комплексов воздействия на коррекцию звукопроизношения у дошкольников» размещена в разделах

В последние годы резко увеличилось количество детей с речевой патологией, в основе у которых лежит нарушение иннервации органов артикуляции. В связи с этим, данная проблема бесспорна и является актуальной на сегодняшний день.

В настоящее время существует множество публикаций, посвященных описанию приемов логопедического массажа, но в логопедическую практику они внедрены не достаточно.

Логопедическая работа, по устранению нарушений звукопроизношения очень трудоемка, имеет определенный план и комплексный характер, требующий комплексных занятий с логопедом. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Его цель не только укрепить или расслабить артикуляционные мышцы, но и стимуляция проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия.

Одним из наиболее распространенных дефектов речи детей дошкольного возраста являются речевые нарушения при стертой форме дизартрии. Преодоление этих нарушений - одна из актуальнейших задач современной логопедической науки.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О. А. Токаревой. Она характеризовала ее проявления как легкие проявления «псевдобульбарной дизартрии». По ее мнению, в таких случаях большинство изолированных звуков произносится верно, но в речевом потоке они слабо автоматизируются и дифференцируются. Она обращает внимание на своеобразие нарушений артикуляторных движений, когда при отсутствии

ограничения в движениях языка и губ наблюдается неточность движений и недостаточность их силы [3].

Нарушение звукопроизносительной стороны речи у таких детей выражаются и в искажениях, и в смешениях, и в заменах, и в пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые -взрывными, звонкие –глухими, шипящие –свистящими, твердые- мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.

Идеи О. В. Правдиной, Е. В. Архиповой говорят о необходимости логопедического массажа в коррекционной работе [2, 1]. Массаж-это метод лечение и профилактики представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Массаж в логопедической практике чаще используется при коррекции различных нарушений : дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. По мнению М. Е. Хватцева «массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы» [4].

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой,

логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Таким образом, можно составить перспективный план работы.

1. Массаж мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи. Ставит целью активизацию мышц при вялом парезе (параличе, либо расслаблении мышц при их спастичности.

2. Работа над речевой моторикой включает пассивную гимнастику (с целью активизации движений губ и языка); активную гимнастику (для активизации движений губ, языка, мягкого неба, формирование произвольного дыхания, увеличение интенсивности и продолжительности выдоха.

3. Работа над голосом.

4. Работа над просодической окраской речи.

5. Коррекция фонетико-фонематической стороны речи.

6. Работа над лексико-грамматической стороной речи.

Таким образом, можно говорить о том, что в логопедической практике логопедический массаж, является одним из наиболее востребованных методов работы с детьми про коррекции звукопроизношения. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Список литературы.

1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — М. : Астрель, 2008.- 257 с.

2. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. —— М. : Просвещение, 1973. - 272 с.

3. Токарева О. А. Дизартрия, (расстройство речи у детей и подростков). Под ред. С. С. Ляпидевского. — М. : Медицина, 1969. - С. 144.

4. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. Пособие/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 4-е изд. – М. : Айрис пресс, 2007.- 224с. \Хватцев М. Е. Логопедия. Книга 1 - М. : Владос, 2009. — 272 с.

Публикации по теме:

«Сказка против комплексов и страхов»«Сказка против комплексов и страхов» О том,что с помощью сказки можно успокоить раскапризничавшегося ребенка,знают все родители. Но они даже не догадываются,какой воспитательной.

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда»Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?»Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?» Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения "Кто спрятался на лепестках цветка?"Цель игры: Развитие фонематического слуха, автоматизация.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Подборка комплексов утренней гимнастики на летнюю тематику для детей младшей возрастной группы 1. Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Солнышко лучистое»1. Вводная часть. Дети входят в зал. Воспитатель.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Сказка-массаж «Курочка Ряба» Сказки-массажи очень привлекательны не только для воспитателей дошкольных учреждений. Родители, которые любят и хотят заниматься со своими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический массаж как один из комплексов воздействия на коррекцию звукопроизношения у дошкольников
Опубликовано: 10 января 2020 в 01:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедический массаж как один из комплексов воздействия на коррекцию звукопроизношения у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Стрельникова Татьяна Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД