Стрельникова Татьяна Сергеевна
Логопедический массаж как один из комплексов воздействия на коррекцию звукопроизношения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Логопедический массаж, как один из комплексов воздействия на коррекцию звукопроизношения у дошкольников».
Аннотация: Комплексное воздействие коррекции звукопроизношения, логопедическим массажем. Стертая дизартрия, как главное препятствие к нормальной речи. Последовательный план работы с логопедическим массажем.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В последние годы резко увеличилось количество детей с речевой патологией, в основе у которых лежит нарушение иннервации органов артикуляции. В связи с этим, данная проблема бесспорна и является актуальной на сегодняшний день.
В настоящее время существует множество публикаций, посвященных описанию приемов логопедического массажа, но в логопедическую практику они внедрены не достаточно.
Логопедическая работа, по устранению нарушений звукопроизношения очень трудоемка, имеет определенный план и комплексный характер, требующий комплексных занятий с логопедом. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Его цель не только укрепить или расслабить артикуляционные мышцы, но и стимуляция проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия.
Одним из наиболее распространенных дефектов речи детей дошкольного возраста являются речевые нарушения при стертой форме дизартрии. Преодоление этих нарушений - одна из актуальнейших задач современной логопедической науки.
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О. А. Токаревой. Она характеризовала ее проявления как легкие проявления «псевдобульбарной дизартрии». По ее мнению, в таких случаях большинство изолированных звуков произносится верно, но в речевом потоке они слабо автоматизируются и дифференцируются. Она обращает внимание на своеобразие нарушений артикуляторных движений, когда при отсутствии
ограничения в движениях языка и губ наблюдается неточность движений и недостаточность их силы [3].
Нарушение звукопроизносительной стороны речи у таких детей выражаются и в искажениях, и в смешениях, и в заменах, и в пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые -взрывными, звонкие –глухими, шипящие –свистящими, твердые- мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.
Идеи О. В. Правдиной, Е. В. Архиповой говорят о необходимости логопедического массажа в коррекционной работе [2, 1]. Массаж-это метод лечение и профилактики представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Массаж в логопедической практике чаще используется при коррекции различных нарушений : дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. По мнению М. Е. Хватцева «массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы» [4].
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой,
логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Таким образом, можно составить перспективный план работы.
1. Массаж мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи. Ставит целью активизацию мышц при вялом парезе (параличе, либо расслаблении мышц при их спастичности.
2. Работа над речевой моторикой включает пассивную гимнастику (с целью активизации движений губ и языка); активную гимнастику (для активизации движений губ, языка, мягкого неба, формирование произвольного дыхания, увеличение интенсивности и продолжительности выдоха.
3. Работа над голосом.
4. Работа над просодической окраской речи.
5. Коррекция фонетико-фонематической стороны речи.
6. Работа над лексико-грамматической стороной речи.
Таким образом, можно говорить о том, что в логопедической практике логопедический массаж, является одним из наиболее востребованных методов работы с детьми про коррекции звукопроизношения. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Список литературы.
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — М. : Астрель, 2008.- 257 с.
2. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. —— М. : Просвещение, 1973. - 272 с.
3. Токарева О. А. Дизартрия, (расстройство речи у детей и подростков). Под ред. С. С. Ляпидевского. — М. : Медицина, 1969. - С. 144.
4. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. Пособие/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 4-е изд. – М. : Айрис пресс, 2007.- 224с. \Хватцев М. Е. Логопедия. Книга 1 - М. : Владос, 2009. — 272 с.