Маргарита Будкина
Логопедическая ритмика в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. И цель работы в направлении «Физическое развитие» является помощь, которую можно оказать детям с ОНР.
Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление — логопедическая ритмика, которая является обязательной формой при проведении непосредственно образовательной деятельности в направлении «Физическое развитие».
Публикация «Логопедическая ритмика в домашних условиях» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Логопедическая ритмика представляет собой систему музыкально двигательных, речедвигательных, заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции; способствующих перевоспитанию личности ребенка с речевым нарушением, его социальной адаптации. В логопедической ритмике особое место уделяется слову.
Двигательные упражнения с речью вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Совместные действия ребёнка с родителями снимают неуверенность, зажатость, которые часто связаны с речевым дефектом. В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с ОНР, у которых образование глагольных форм вызывает определённые трудности.
Чем активнее ребёнок в двигательных упражнениях, тем интенсивнее будет развиваться речь. Формирование движений результативнее происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно – пространственных упражнений. А это и совершенствование координации движений, ловкости, общей и мелкой моторики, а также процесс запоминания.
Для вас, уважаемые родители, в пособии представлены речевые двигательные упражнения, которые вы можете использовать дома, на прогулке. Только совместная наша с вами работа может дать положительный результат в развитии детей с общим недоразвитием речи.
Речедвигательные игры и упражнения.
Предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации…
«Ветер, ветер.»
Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.
У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.
У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.
У Осени — прохладный — с-с-с.
У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.
Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
«Чудак»
Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии.
Игровой материал: бумажный осенний листок, снежинка, тучка.
Методика проведения. Взрослый читает стихотворение
Там, на холмах, сидит чудак, Сидит и дует так и сяк. Он дует вверх, он дует вбок, Он дует вдоль и поперек.
Затем взрослый кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку) и подносит его ко рту ребенка. Он аккуратно сдувает листок и ловит его.
Игровой массаж.
Всем известно, что на нашем теле есть активно жизненные точки, которые повышают защитные свойства. Когда мы с вами делаем массаж, то наш организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые защищают наш организм от болезней. Игровой массаж служит также для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Пальчиковая гимнастика
Она является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру. Для чего же нужна пальчиковая гимнастика? В чём необходимость проводить её дома с детьми?
- развивается речь ребёнка, так как идёт активизация речевых центров головного мозга;
- ребёнок учится нам подражать, вслушиваясь в нашу речь;
- концентрируется внимание у детей;
- речь ребёнка становится более чёткой, яркой, ритмичной;
- развивается память, фантазия, воображение у детей;
- кисти, пальцы рук станут сильными, подвижными и гибкими.
Общеразвивающие упражнения в стихах
Утреннюю гимнастику желательно проводить дома и в выходные дни. Как заставить ребёнка с удовольствием выполнять упражнения? Конечно же, через игровые приёмы.