Светлана Черных
Литературная викторина
▼ Скачать + Заказать документы
Литературная викторина
Цель: Закрепление знаний детей о прочитанных ранее произведениях.
Задачи: Образовательная. 1. Выявить представления о жанровых особенностях сказки, стихотворения, малых фольклорных форм.
2. Соотносить переносное значение образных выражений в соответствующей литературной или речевой ситуацией.
3. Учить отвечать полными предложениями с использованием литературного текста.
Развивающая: 1. Формировать внимание, память, логическое мышление.
Публикация «Литературная викторина» размещена в разделах
Воспитательная: 1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
2. Учить понимать характер героев, смысл художественного произведения.
Методика проведения:
народные названия месяца декабрь, стихотворное описание примет декабря;
книжки с иллюстрациями; пение песенок героев английской сказки “Три поросенка” (физминутка); проигрывание сюжета сказки “ Теремок” на фланелеграфе; рассказ детей о предыдущих и последующих событиях русской народной сказки “ Гуси- лебеди” по иллюстрации.
Словарная работа:
лютень, студень, трудолюбивый
Материал:
книги с иллюстрациями: английская сказка “Три поросенка”, украинские сказки “Колосок”, “Рукавичка”, русские народные сказки: “Лисичка- сестричка и серый Волк”, “Теремок”, иллюстрация к русской народной сказке “Гуси-лебеди”, стихотворение- описание примет декабря
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель:
Ребята, на дворе зима, декабрь.
В древности декабрь называли лютень, студенец Как вы думаете: почему?
Дети:
В декабре холодно, морозно, студено.
Воспитатель:
Умницы! Вы угадали.
А сейчас подумайте как говорили о декабре в народе:
Леденье пришло
Зиму в дом привело
В сани коней запрягло
В путь дорожку вывело
Снег заледенило
Лед на речке вымело
Ребят в санки усадило
С горки покатило
А еще вы знаете, что зимой светлый день короткий,
поэтому в старину к вечеру разжигали огонь, садились кружком
и рассказывали сказки. А вы знаете сказки?
Дети: Да!
Воспитетель:
А вот сейчас и проверим! Сегодня к нам в гости сказки пришли! Посмотрите на обложки.
Как называется сказка, в которой неожиданно пришла зима и были два ленивых и один трудолюбивый герои?
Дети:
Английская сказка “Три поросенка”
Воспитатель:
Кто из поросят был ленивым? Почему?
Дети:
Ниф- ниф, потому что он построил дом из соломы Нуф- нуф, потому что он построил дом из веток Воспитатель:
А каким был Наф- наф?
Дети:
Наф- наф - трудолюбивый, потому что построил каменный дом (дом из камня)
Физкультурная минутка:
Пение с движениями песенок поросят Песенка Ниф- ниф:
Хоть полсвета обойдешь, обойдешь,обойдешь Лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь Песенка Нуф- нуф:
У меня хороший дом, новый дом, прочный дом,
Мне не страшен дождь и гром, дождь и гром, дождь и гром Песенка поросят:
Хоть полсвета обойдешь, лучше дома не найдешь Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь:
Волк из леса никогда, не вернется к нам сюда! Воспитатель:
Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на обложки сказок Нет ли там сказки с похожими героями?
Дети:
Есть. Это украинская народная сказка “Колосок”
Воспитатель:
Правильно. А кто герои этой сказки?
Дети:
Мышата Круть и Верть, Петушок Воспитатель:
Угадали! А какими были мышата? Петушок? Почему?
Дети:
Круть и Верть были ленивые, потому что не помогали Петушку. Петушок был трудолюбивый, потому что обмолотил колосок, испек пирожки Воспитатель:
Правильно! И сейчас я зачитаю, как Петушок наказал ленивых мышат. (Зачитать окончание сказки)
Воспитатель:
А кто догадается, герой какой сказки приговаривал:
“Ловись рыбка и мала и велика”
Дети:
Это русская народная сказка “Лисичка- сестричка и серый Волк” Воспитатель:
Молодцы, отгадали! А каким был Волк в сказке? Почему?
Дети:
Глупым, потому что поверил Лисе Воспитатель:
Я с вами согласна. А какой вы увидели Лису? Почему?
Дети:
Хитрой, злой, потому что обманула Волка Воспитатель:
Правильно! А как вы понимаете выражение:
“Ясни, ясни на небе звезды?”
Дети:
Лиса хотела, чтобы звезды были яркими. Яркие звезды-к морозу Воспитатель:
Правильно! Ачто приговаривала Лиса, когда Волк сидел над прорубью?
Дети:
“Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни волчий хвост!” Воспитатель:
Хорошо! Но вот объясните мне ребята, почему Лиса приговаривала:”Битый не битого везет”
Дети:
Волка избили крестьянки, которые шли за водой, а Лиса прикинулась избитой, поэтому ее вез Волк на себе Воспитатель:
Вы просто умницы! А теперь я предлагаю вам назвать сказку по обложке
Дети:
Это русская народная сказка “Теремок”
Воспитатель:
(выставляя фланелеграф). Правильно отгадали и поселились в теремке (выставить по одному герою) Воспитатель: Дети:
Мышка. - норушка
Лягушка. -квакушка
Зайчик. -попрыгайчик
Лисичка. -сестричка
Волчок. -серый бочок
Медведь. -косолапый
Воспитатель:
Я рада, что вы запомнили героев сказки. А вот совсем
недавно я знакомила вас с похожей украинской народной сказкой
Она называлась.
Дети:
“Рукавичка”
Воспитатель:
Верно! А так ли назвали героев этой сказки, как из русской народной сказки “Теремок”?
Дети:
нет
мышка- поскребушка лягушка- попрыгушка зайчик- побегайчик медведь- батюшка кабан- клыкан
/
Воспитатель:
Просто умницы!Все помните. А кто расскажет окончание сказки “Теремок”? (рассказ детей)
Воспитатель:
Спасибо! А чем закончилась история с рукавичкой?
(рассказ детей)
Воспитатель:
В общем, итог один: звери остались без домиков, но я уверена, что домики они себе построят. А вот, вы сумеете ли отгадать мою загадку? Из какой русской народной сказки эта иллюстрация? (выставить иллюстрацию)
Дети:
Она из русской народной сказки “Гуси-лебеди”
Воспитатель:
Правильно отгадали. Но почему девочка с братцем спрятались под деревом? От кого?
Дети:
Гуси-лебеди хотели отнять братца Воспитатель:
А как дети попали в лес?Чьи это гуси?
(ответы детей)
Воспитатель:
Неужели сестра не спасет братца?
(ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы! А как вы думаете,почему яблонька, печка, реченька укрывали детей?
(ответы детей)
Воспитатель:
Значит девочка была какой?
Дети:
Доброй, умной, отзывчивой Воспитатель:
А кто помнит, дети добрались до дома?
(ответы детей)
Воспитатель:
Правда. Сестра спасла братца. Добро победило зло. В других сказках- линивые наказаныю. Сказки нас учат добру, хорошим поступкам.
Не зря говорится : “ Сказка ложь да в ней намек: добрым девицам да молодцам урок!”
Ребята, сказки вас любят и говорят вам : “Спасибо!”