Биктимирова Гульфия
Литературная викторина по башкирским и русским народным сказкам в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель; Закрепить знания детей о башкирских и русских народных сказках. Формирование интереса у дошкольников к художественной литературе
Программное содержание. Обучающие задачи: Закрепить и расширить знания детей о башкирских и русских народных сказках.
Учить узнавать сказку по заданию.
Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи: Вспомнить порядок появления героев в сказках.
Развивать умение действовать согласованно.
Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Темочки:
- Башкортостан. Башкирский народ
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Подготовительная группа
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Воспитывающие задачи: Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Материалы; Карточки с иллюстрациями к сказкам «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы). Мольберт. Стулья по количеству детей. Ноутбук СД-диск с записью демонстрационного материала к занятию. Клубок. Карандаши цветные, листы бумаги.
Ход викторины.
Дети заходят в зал.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного.
В; Не дерево, а с листочками
Не человек, а рассказывает ( Ответ: книга)
Много жанров есть в книге.
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски,
А зовётся чудо …. сказки!
В: Ребята, вы любите сказки? Почему вы их любите? (Ответы детей).
Как можно сказать о сказке, какая она?
Д; волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, мудрая и т. д.
В; Молодцы.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
– А почему они волшебные?
(ответы детей).
Да потому, что в них животные и предметы умеют разговаривать, есть несуществующие герои: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший, а ещё происходят чудеса и превращения.
В; Какими еще бывают сказки?
Д; Сказки бывают народные, а бывают авторские.
В; Почему сказки называются народными?
Д; (Потому, что их придумал народ).
В; Какие сказки называют авторскими?
Д; Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек.
В; Ребята, Вы хотите попасть в сказочную страну?
Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по дорогам сказок
Для этого сначала разделимся на две команды и проведем викторину по башкирским и русским – народным сказкам.
Представление команд.
Команда «Сказочники».
Девиз; Мы – ребята озорные
Сказочники удалые!
Вместе все как я один
Вас сегодня победим!
Команда «Мудрецы» :
Девиз; Команде сказочников
Шлём пламенный привет!
И от души желаем
Знать правильный ответ.
В; Оценивать работу наших команд будет жюри.
(представление членов жюри)
За правильный ответ вы будете получать баллы, по которым потом мы определим победившую команду.
В; Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
1 задание. Узнай героя сказки?
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)
В каких сказках встречается сказочный персонаж лиса?
Животное, прозванное в народе «трусишкой», но в башкирских народных сказках часто проявляет храбрость. (Заяц)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу левую сосал,
а проснулся, стал реветь.
Этот зверь- лесной. (медведь)
Кричит он громче всех с утра:
— Вставать пора! Вставать пора!
Всю жизнь несет он службу.
И с солнцем водит дружбу. (петух)
(Показ слайдов с героями сказок)
В; 2 задание. «Угадай сказку».
Героев вы знаете, а сможете ли вы отгадать сказку по предметам и персонажам мы сейчас проверим, потом по очереди будете выходить и находить на столе фрагмент этой сказки и выставлять на фланелеграф.
1 слайд; Печка, речка, яблонька. (Гуси – лебеди)
2 слайд; Медведь, пчелы. (Медведь и пчелы)
3 слайд; Курай. (Курай)
Ребята, что такое курай?
(ответы детей)
В; Курай это башкирский национальный музыкальный инструмент про него сложено много стихов, песен и сказок. Также есть веселая башкирская игра «Курай» которую я вам предлагаю сейчас поиграть.
Игра «Курай»
(дети становятся в круг)
4 слайд; Три тарелки, три кровати. (Три медведя)
5 слайд; Печка, ведра. (По щучьему велению)
6 слайд; Клубок, Старушка (Клубок)
Игра «Клубок»
(дети становятся в круг)
В; 3 задание; «Клубок бросай, на вопрос отвечай»
У меня есть волшебный клубочек, я буду бросать его по очереди каждому из команд, а вы отвечаете на хитрые вопросы и возвращаете мне клубок. Если ответ неверный, на него могут ответить ваши соперники.
В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)
Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)
Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
Назовите место рождения Колобка? (печь)
Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка»? (лубяная)
Сивка-Бурка это. (конь)
В; 4 задание; Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка».
А сейчас в две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
В; Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.
В; Здесь отрывки из сказок только я не пойму из каких, сейчас я вам прочитаю, а вы постарайтесь угадать, что это за сказка.
5 задание; «Узнай сказку».
1)Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
2)Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3)Знаменитый пчеловод.
Любит он пчелиный мед!
Только с пчелами — беда!
Так нажалят иногда!
и так остался без хвоста. (медведь и пчелы)
4)Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
5)На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
6)Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-щучьему велению)
7) В какой башкирской сказке рассказывается о башкирском народном инструменте?
8) Дикий зверь которую пожалели и приютили, а она сьела все масло. (лисичка сирота)
6 задание; «Нарисуй персонажа сказки».
В; Я убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На сметане мешон, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …. (колобок)
Правильно, вы будете рисовать Колобка.
Но рисовать будете все. Послушайте как. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник, ручки. 3 участник –глазки, носик, ротик, 4 участник –дорожку, по которой бежит колобок.
Проверка рисунков кто как нарисовал.
7 задание; «Исправь ошибки».
В; А сейчас конкурс капитанов, я буду вам называть названия сказок, но в названиях есть ошибки.
Вам необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.
1 «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
2 «Лисичка-сестричка и серая мышь»
3 «По собачьему веленью»
4 «Волк и 7 тигрят»
5 «Дашенька и медведь»
6 «Гуси-вороны»
7 «Царевна-индюшка»
8 «Утки-лебеди»
9 «Пять медведей»
10 «Волчья избушка»
11 «Домик»
12 «Морковка»
Подведение итогов викторины.
В. За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.
Показ сказки.
(подведение итогов)
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
В; Ребята, наше развлечение подошло к концу. До новых встреч!
(Дети прощаются и уходят в группу).