Светлана Чернова
Проект по флористике «Лист упал, но не пропал» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Лист упал, но не пропал!».
Задачи:
• углубить и расширить знания детей о листьях растений родного села.
• получить новые знания о листьях различных растений.
• учить детей использовать в работе природный материал - сушеные листья.
Публикация «Проект по флористике „Лист упал, но не пропал“ для старшей группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников.
• расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем.
• развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
• способствовать развитию логического мышления, выработке полезных навыков, творческого отношения к делу.
• способствовать развитию памяти, наблюдательности, коммуникативным навыкам, интеллектуальным способностям, познавательной активности.
• воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края.
Тип проекта : краткосрочный,
Срок реализации: сентябрь - октябрь
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Актуальность проекта
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Начинать эту работу необходимо с самого раннего детства. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы. Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Как же жаль, что она так скоротечна. И кажется, что с последним осенним листом исчезает волшебная сказка.
Но мы с детьми решили «подарить вторую жизнь» этой завораживающей поре года и доказать, что осенние листья могут нам пригодиться и будут дарить свою красоту даже после того как опали с деревьев. Свой проект мы назвали «Лист упал, но не пропал!»
Содержание проекта
Работа над проектом началась в самом начале осени, когда листья всех растений давно уже выросли, но не успели еще потерять свой характерный внешний вид. На прогулке в осеннем лесу дети рассматривали окрас, форму и строение листьев, учились определять с какого дерева опал листочек.
Затем, вместе с воспитателем, дети собрали большую коллекцию листьев деревьев и кустарников леса родного села и засушили их.
Высушенные листья стали наглядным пособием для непрерывно непосредственной образовательной деятельности. Играя с листьями, рассматривая их, складывая из них причудливые композиции, дети не только убедились в многообразии листьев, но и выучили, какой лист принадлежит к какому растению.
Сравнивая друг с другом засушенные листья, ребята пришли к умозаключению, что они имеют в своем строении как много общего, так и различия. В дидактических играх выяснилось, что все листья имеют листовую пластинку и черешок, а вот жилкование у них может быть либо параллельным, либо сетчатым. Различаются листья и тем, что могут быть простыми и сложными.
Ожидаемый результат
У детей развивается фантазия при создании аппликационных шедевров с использованием сушенных листьев; умение использовать природный материал в нетрадиционной технике рисования, разработке дидактических игр и учебно-познавательного материала (коллекционного гербария «Деревья и листья нашего края»)
Вся проектная деятельность проходила в три этапа:
I Подготовительный этап.
Цель: заинтересовать детей идеей, привлечь особое внимание к природному явлению - листопад. Привлечь детей к созданию гербария из осенних листьев и аппликаций из них.
Содержание работы:
1. Разработка проекта.
2. Подборка детской художественной, методической и познавательной литературы.
3. Сбор материала для аппликаций.
4. Подборка цикла занятий по разным видам деятельности на заданную тему.
5. Разработка конспектов занятий.
II Основной этап (реализация проекта).
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Экскурсия в осенний лес (Приложение №1)
Цель: Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях, произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.
Рассматривание осенних деревьев и кустарников (Приложение №2)
Цель: Способствовать развитию представлений детей об изменениях происходящих осенью в природе. Активизировать в речи названия деревьев и кустарников.
Сбор коллекции листьев деревьев и кустарников на территории детского сада.
Цель: Расширение знаний о деревьях родного края, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.
(Приложение №3)
Рассматривание и сравнение листьев (Приложение №4)
Цель: Учить сравнивать листья по форме, размеру, длине черенка.
Оформление гербария: «Такие разные осенние листья». (Приложение 5)
Цель: создание демонстрационного пособия для дальнейшего использования в непрерывно непосредственной деятельности детского сада.
Составление описательного рассказа об осенних листьях.
Цель: Учить детей описывать осенний лист. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Побуждать детей активно использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Беседы:
«Осень в гости к нам пришла».
Цель: Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.
«Сколько красок у осени?».
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Воспитывать любовь к природе.
«Чудесные листья»
Цель: Учить детей замечать красоту природных явлений.
«Листопад».
Цель: Расширять представления детей о причинах природно-климатического явления – листопад.
-«Как можно использовать опавшие листья?»
Цель: Расширять знания детей об использовании природного материала в создании художественной композиции.
Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Чудеса под микроскопом» (рассматривание листьев под микроскопом и через лупу).
Цель: Изучение детального строения листьев деревьев.
- «Сушим лист под гнётом и без гнёта».
Цель: Показать наглядно, что если лист сушить под гнётом, он не теряет свою форму.
-«Сравнение листа засушенного и свежеопавшего»
Цель: учить детей видеть изменения структуры листа, потерю его эластичных качеств после засушки.
Словесные игры по развитию речи:
- «Один - много».
Цель: Закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных (лист – листьев, береза — берез и т. д.);
- «Что лишнее?» (береза, дуб, малина).
Цель: Развивать мышление, кругозор, познавательный интерес.
Игровые упражнения: «Сосчитай листочки», «Было-стало».
Цель: Упражнять в счете в пределах 5.
Лепка
«Листья танцуют и превращаются в деревья». (Приложение №6)
Задачи: Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приё мы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой. Развивать чувство формы и композиции.
Рисование
- «Осенние листья» (рисование с натуры). (Приложение №7)
Задачи: Учить детей рисовать с натуры, передовая форму и окраску осенних листьев. Познакомить с новым способом получения изображения - наносить краску на листья, стараясь передать окраску и «печатать» ими на бумаге. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита).
- «Осенний лес» (рисование в технике отпечатка листьями). (Приложение №8)
Цель: учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью с помощью нетрадиционной техники рисования «печать листьями».
Раскрашивание раскрасок «Осень».
Цель: Учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона. Упражнять в умении правильно штриховать изображение.
Аппликация
«Осенний лес» (аппликация из засушенных листьев). (Приложение №9)
Цель: Продолжать совершенствовать навыки работы с природным материалом (листья, трава).
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес».
Цель: Совершенствовать умение объединяться в игре. Распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами игровым замыслом. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Активизировать диалогическую речь детей.
Дидактические игры:
- «С какой ветки детка?».
Цель: Закреплять знания о листьях деревьев и кустарников; подбирать их по принадлежности к растению.
- «Собери картинку».
Цель: Учить составлять целостное изображение из частей. Развивать внимание, мышление.
Настольно-печатная игры:
- Лабиринт «Помоги листочку найти своё дерево».
Цель: Развивать мелкую моторику, логическое и пространственное мышление, учит ребёнка анализировать и ориентироваться на листе бумаги.
- Лото «Собирай-ка».
Цель: знакомить с различными растениями. Формировать интеллект, развивать мелкую моторику рук, логику, воображение.
Подвижные игры: «Добеги до дерева», «Лети, лети листок», «Чья команда быстрее соберет букет?» (эстафета).
Цель: Развивать координацию движений, ловкость, ориентировку в пространстве. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Комплекс утренней гимнастики «Кленовые листочки». (Приложение №10)
Программное содержание: Учить подпрыгивать с разбега, стараясь коснуться подвешенного предмета. Упражнять в мягкой ловле мяча после бросков о землю и вверх.
Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», И. Бунин «Листопад», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые?», Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», И Токмакова «Деревья», К. Ушинский «Четыре желания», Г. Симаков «Деревца у дороги».
Цель: Формировать умение детей слушать произведения и отвечать на вопросы воспитателя. Формировать ценностное отношение к положительным и отрицательным качествам героев.
Слушание музыкальных произведений:
Шопен «Осенний вальс», П. И. Чайковский (отрывок из альбома «Четыре времени года», «Осень пришла к нам…», «Урожайная», «Листопад» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко
Рассматривание иллюстраций «Осень», «Деревья осенью»;
Цель: Учить правильно называть головные уборы, закреплять обещающее понятие.
Рассматривание репродукций картин: (Приложение №11)
В. Поленов «Золотая осень», Е. Волков «Октябрь», И. И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Осень».
Цель: Знакомить с произведениями живописи и изображением родной природы. Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства. Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями.
Работа с родителями:
- Консультация: «Как провести с ребёнком осенний день»;
-организация домашнего чтения по теме проекта;
-совместная деятельность родителей с детьми по изготовлению поделок из природного материала.
Дидактические игры (Приложение № 12)
III Заключительный этап (обобщающий).
- Выставка детского творчества.
- Создание осеннего гербария старшей группы «Такие разные осенние листья».
Оценка результатов и отчетность
Данный проект позволил в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период. Приобретённые знания в сочетании с творческим подходом в практической изобразительной деятельности способствовали развитию познавательных и творческих способностей детей. Дети во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе, занятий художественным творчеством (лепка, аппликация, рисование, изготавливая с воспитателем гербария, приобрели навык самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации, научились обращать внимание на красоту и неповторимость каждого осеннего листочка.
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.
1. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей и гувернеров и родителей. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2019г.
2. Сост. Н. В. Нищева Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду. 2018г.
3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа, ТЦ СФЕРА, Москва 2019.