ирина коростелева
Сценарий экологической сказки для старшего возраста «Летняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий экологической сказки для старшего возраста «Летняя сказка»
Использованные материалы:«Сказка как источник творчества детей» Л. В. Филиппова, Ю. В. Филиппов, И. Н. Кольцова, А. М. Фирсова
Пролог.
Лес, река на заднике. Дети идут вдоль ширмы, Саша с рюкзаком и Таня. В рюкзаке конфеты. «Голоса» леса. Кустик или ёлка на ширме. Цветы.
Пролог.
Публикация «Сценарий экологической сказки для старшего возраста „Летняя сказка“» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Экологические сценарии развлечнний
- Старшая группа
- Сценарии летних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сказочный голос. Здравствуйте! Где мы, узнали?
В лес и сказку Вы попали.
Вот деревья здесь стоят
И листвою шелестят,
Речки малые текут,
Громко птицы здесь поют.
А сейчас Вы отдохните, и на стульях посидите,
Молодец, кто промолчит –
Для тех сказка прозвучит.
В сказку можно не поверить,
Сказку можно и проверить,
Сказка может правдой быть,
Сказку нужно не забыть.
Лес, поля, луга, озёра –
Это можно всё без спора
Нам природою назвать
И о ней поразмышлять.
Картина 1.
Саша. Смотри. Таня, как здесь хорошо. Птицы поют, солнце пригревает, летом пахнет.
Таня. И почему родители нам не разрешают ходить самим на берег речки? Здесь так здорово! Появляется жучок на ширме.
Саша. Ой, посмотри, какой смешной жучок, давай его поймаем. Только вот во что?
Таня. Я вижу под кустом бутылку, держи.
Саша. Лови, лови его.
Таня. Схватила, а он упирается.
Саша. Ах, жаль, не смогли запихнуть, горлышко узкое. Ничего, в следующий раз банку возьмём.
Таня. Какие красивые цветы! Я для мамы букет нарву. Рвёт букет. Правда, красивый?
Саша. Да. Пойдём к реке. У нас привал.
Идут. Таня спотыкается.
Таня. Ой, чуть цветы не уронила.
Саша. Под ноги смотреть надо, это ты об гриб споткнулась. Ого, какой вырос! Надо сорвать.
Таня. Что ты, что ты. Мама не разрешает даже в руки брать неизвестные грибы! Они могут быть ядовиты.
Саша. Садись на пригорок.
Таня. Что у тебя в рюкзаке?
Саша. Конфетки! Ты какую хочешь? Выбирай!
Таня. Я люблю шоколадные. А куда фантик?
Саша. Как куда? В речку. Это наши кораблики будут.
Таня и Саша бросают фантики. На ширме задника они «проплывают».
Саша. Какой пё стрый у нас с тобой флот получился: как много в нем корабликов!
Таня. Пойдём ещё погуляем. Ой, а цветы уже завяли…
Саша. Ты не расстраивайся. Ещё нарвём. Здесь много на полянке.
Дети уходят.
2 картина. Появляются Жук, Грибок и Цветок.
Грибок. Чуть меня не раздавили.
Жучок. А меня не поймали.
Цветок. Ну, а мои сестрички завяли. И ведь дальше пошли, опять цветы губить будут.
Жучок. А сколько мусора в реку накидали! Надо срочно Лешему рассказать о беспорядках. Пошли к нему.
3 картина.
Выходит озабоченный Леший (взрослый). Садится на пенёк.
Леший. День и ночь в лесу гуляю,
За порядком наблюдаю,
На пенёчке посижу и немного отдохну.
Песня Лешего.
Ох, люблю я шутковать,
Петь, свистеть и хохотать, или так повеселиться:
Взять и в ёлку превратиться.
Припев. Ох, леса, чащоба, ёлки и трущобы!
Для меня лес – это дом,
Чтобы был порядок в нём,
Я слежу за всеми враз,
Как милиция у вас.
Припев. Ягоды, грибочки, все мои дружочки!
Под шум выходят Грибок, Жучок, Цветок.
Леший. Ну и где Вы, выходите,
Что случилось, расскажите.
Жучок. Я в лесу гулял и еду искал,
А меня схватили, в банку посадили.
Я насилу убежал, тебе жаловаться стал.
Цветок. Дети на лужок пришли и нас они нашли.
Все цветы сорвали, ну, а мы завяли.
Грибок. А мне шляпку сбили, чуть не раздавили.
Леший. Вас я буду защищать, Детям надо разъяснять,
Чтоб цветы они не рвали и жуков не обижали.
Где они сейчас, скажите.
Цветок. Они по лесу гуляют и цветочки собирают.
Леший. Буду я ногами топать и в ладоши громко хлопать,
Их с дороги я собью, на лужайку приведу.
Под музыку дети кружась появляются на лужайке.
Таня. Ой, куда же мы попали? Ничего не узнаю…
Саша. Вот гляди, какой-то дед, только странно он одет.
Леший. Постоянно хожу пешим, а зовусь я дедка Леший.
Я ношу кафтан, кушак, у меня широкий шаг.
На ноги же, мои дружочки, обуваю лапоточки.
Дети. Здравствуйте, дедушка Леший.
Леший. Начиная свой рассказ, Попрошу, ребята, Вас
Мухоморы не пинать, также ветки не ломать.
И в лесу нельзя сорить, сор весь или уносить,
Или ямку раскопать, его в землю закопать.
Также нужно не забыть, что жуков нельзя давить,
Муравьёв и пауков, можно только комаров!
Вот и правила лесные все несложные такие,
Их нельзя Вам нарушать, а то буду Вас пугать,
Ведь могу с дороги сбить и по лесу поводить.
Я вас так предупреждаю и нисколько не пугаю,
Вот когда Вы в лес придёте и меня в нём найдёте,
Будем вместе мы гулять, грибы-ягоды искать.
Дети. Дедушка Леший, и вы, цветы, грибы и жучки, простите нас.
Леший. У реки Вы ведь гуляли и порядки нарушали.
Меня слушайте скорей, есть хозяин у полей, у озёр есть и у рек,
Кто сердитей, кто добрей.
Вы на кочке посидите и внимательно смотрите.
4 картина.
Дети сидят внизу на кочке. Река – ткань по всей ширме.
Леший. У реки хозяин свой, он зовётся Водяной.
Леший уходит за ширму. Появляется Водяной.
Водяной. За рекою я слежу, днём обычно крепко сплю,
Ну а ночью я гуляю, за порядком наблюдаю.
Я живу в глубоких ямах, и совсем не нужно прямо
Глубоко туда нырять, я могу вас напугать.
Не люблю ходить пешком, чаще на соме верхом
По реке я проезжаю, всё вокруг обозреваю. «Эге -0 гей», - Сома зову!
Сом. Да плыву уже, плыву. Ты зачем меня позвал?
Водяной. Покататься захотел.
Сом. А я очень крепко спал. У меня так много дел.
Водяной. Посмотрите, вот так барин!
Сом. Ты, конечно, мой хозяин. Что поделаешь,
Садись, покатайся, прокатись.
Герои катаются по реке.
Песня Водяного и Сома.
Ох, река, моя река, глубока и широка, камешки, песочек, чистый бережочек.
В речке вам нельзя сорить, разве я могу любить
Тех, кто сор ко мне кидает и в макушку попадает?
Холод, муть я нагоню и с реки всех прогоню.
Ну, а если рыбаки, есть усевшись у реки,
Мусор в воду покидают – рыбу точно не поймают.
Останавливаются. Герои стоят отдельно.
Звучит «Вальс рыб».
Мы под водою всё живей, танцуем вместе и поём, карасики, ерши.
А коль друг другу мы нужны, то будем меж собой дружны,
Играй, танцуй, пляши.
Мы в наш весёлый хоровод, во глубину прекрасных вод,
Зовём друзей, друзей! Вы приходите хоть сейчас,
Мы ждём, мы ждём, ребята, вас, скорей, скорей, скорей!
Ерш. Я хоть маленький Ёрш, но могуч,
Не в пример рыбам всем так колюч,
И друзей я в беде не бросаю,
Если надо, всегда помогаю.
Карась. А я добрый и толстый карась,
Как боюсь, зарываюсь я в грязь, Там любимое место моё,
Распрекрасное это жильё.
Сом. А я на дне люблю сидеть, И снизу вверх на все глядеть,
Внизу удобнее поспать, Да, на люблю наверх всплывать.
Водяной. Я хочу сказать без спора, Вы прекрасные танцоры,
А теперь домой плывите и немножко отдохните.
Водяной стоит справа на ширме, река вокруг него. Слева – дети.
Дети. Простите нас, дяденька Водяной, мы не будем мусорить на берегах и в реке.
Водяной. Надо плавать Вам уметь и на речке не шуметь,
С осторожностью купаться, тогда, можно не бояться.
Помнить правила везде поведенья на воде!
Будете со мной дружить?
Дети. Да
Водяной. Если так, совсем не злой будет дядька Водяной.
Если, дети, я смогу и в беде вам помогу.
Картина 4.
Появляются Полевик и Луговик про песню «Во поле берёзка»
Полевик. Обо всём поговори, а про поле позабыли.
Его я охраняю, покоя устали не знаю.
От всяческих врагов: сорняков, мышей, жуков.
За колосьями слежу, зорко так за всем гляжу.
Луговик. Ну, а я в лугах гуляю, непорядки устаняю.
Полевик. Здравствуйте, дети! Загадать хочу загадку, Отвечайте без оглядки.
«Стоит дряво кудряво, на этом дряве сусло, масло, глазам светло и всем тепло».
Дети. А что же это? Мы не знаем…
Полевик. Эта загадка про березку говорит о том, как необходима была она нашим предкам.
Полевик. В старину березу называли деревом четырех дел. «Первое дело - мир освещать». На протяжении столетий крестьянские избы России освещала березовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр.
Луговик. «Второе дело - крик утишать». В старину березовым дегтем смазывали колеса телег и карет, чтоб не скрипели. А младенцев «от крику», чтобы ночью спали спокойно, а днем не капризничали, поили отваром из березовых почек.
Полевик. «Третье дело - больных исцелять». Целебными свойствами обладают практически все части березы. По поверью береза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Крестьяне, обращаясь к березе с просьбой об исцелении, скручивали над больным березовые ветки, угрожая не отпускать до тех поp, пока болезнь не отступит. Верили – если под корни березы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдет в землю.
«Четвертое дело - чистоту соблюдать». Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту. На Троицу дом украшали ветками березы, которые, по старинным поверьям, оберегали его от нечистой силы, а значит – помогали держать в чистоте.
Луговик. Берёзе посвящался праздник Зелёные Святки (Троицин день, праздник молодой листвы, первых цветов. Наступившее лето олицетворяла береза, как первое дерево, выпускающее почки, верили наши предки, что берёза приносит счастье и радость в любой дом.
Полевик. Когда рождался ребёнок, сажали у дома молодую березку. По поверьям, это может сделать его счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей. Из березового дерева делали колыбели для новорожденных.
Луговик. В этот день водили хороводы вокруг березки (знаменитая русская народная песня «Во поле березка стояла…», только после этого дня разрешалось рубить березу.
Луговик. Только люди обижают березку: сок возьмут у дерева, а ранку не залечат, ветки обламывают не только у старых деревцев, но и молодых, деревце срубят, а новое не посадят. Вот берёзка и прячется в лесу, хоть ей там и не привольно, но безопасно.
Полевик. Вот какое удивительное деревце – берёза. Недаром оно символ матушки России.
Картина 5.
Выходят Леший, Водяной.
Вот, ребята, хватит вроде, наш рассказ к концу подходит.
Хоть немного все устали, много вы зато узнали.
Кто вокруг нас окружает и в природе проживает.
А теперь домой идите и так больше не шалите.
Дети прощаются, герои и дети расходятся.
Эпилог. Лес.
Саша. Таня, ведь многие туристы приходят отдыхать в лес, на луг и речку. Посмотри вокруг, сколько мусора оставили, ветер подует, он в реку попадёт. Почему же никто за собой не убирает?
Таня. А может люди не знают правил поведения на отдыхе? На дороге есть знаки для водителей и пешеходов, чтобы не было аварий, может для туристов должны быть тоже знаки, напоминающие, как и где надо себя вести?
Саша. Как придём домой, мы с тобой такие знаки нарисуем и попросим папу прикрепить их на лужайке, при входе в лес, у реки. Надо помочь обитателям природы.
Таня. Это ты славно придумал, Саша. Пошли быстрее
Рефлексия. Интерактив взрослого с детьми. Знаете ли Вы охранные знаки?"