Марина Викторовна Архипенко
«Лепилкина копилка» (В поиске новых пластических материалов)
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования
детей - на кончиках их пальцев.
от пальцев, образно говоря,
тянутся тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник
творческой нити.
Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок»
(В. А. Сухомлинский)
Статья опубликована в журнале "Дошкольное воспитание" №4 2013г.
Есть одна благодатная тема, питающая любопытство маленького человечка – это работа с разнообразными пластическими материалами. Каждый из них – тайна, которую можно предложить ребёнку раскрыть.
Публикация «„Лепилкина копилка“ (В поиске новых пластических материалов)» размещена в разделах
В коррекционном детском доме для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья города Черемхово Иркутской области, которым руководит Наталья Валерьевна Морозова, с этой целью в помещении изостудии оборудована пластическая мастерская для кружковой работы со старшими воспитанниками, имеющими склонность и интерес к изобразительной деятельности, сочетающиеся нередко с ярко выраженными способностями.
Кружок занимает важное место в системе художественно-эстетического воспитания детей детского дома и осуществляет специальные задачи «Программы для коррекционных учреждений».
Педагогом изостудии разработан исследовательский проект «Лепилкина копилка», основанный на взаимодействии в работе педагога и детей. Перед маленькими исследователями встала проблема: выявить пластические материалы для мастерской любимого персонажа - гнома Лепилкина.
Цель проекта: обогащение отношений педагога и детей с нарушением интеллекта опытом ведения совместной исследовательской деятельности. Развитие свободной, с творческими задатками личности ребёнка.
Задачами проекта стало:
1. Развитие познавательных способностей детей, элементов творческого воображения.
2. Формирование предпосылок поисковой деятельности детей и интеллектуальной инициативы, навыков сотрудничества.
3. Развитие технических навыков и умений детей в работе с различными пластическими материалами.
4. Воспитание положительных качеств личности детей.
5. Коррекция процессов сенсомоторного и психического развития.
(Таблица 1)
Методика лепки из любого материала проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на развитие ребёнка. Лепка не только развивает элементы творческих проявлений у детей, формирует чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливает внутренний баланс организма и душевное равновесие, т. е. оказывает на ребёнка определённое психотерапевтическое воздействие, что так необходимо детям с отклонениями в развитии.
Руки и пальцы с их тонкой моторикой учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого рационального, анализирующего и правого – интуитивного, эмоционального) воссоздать окружающий предметный мир.
И. П. Павлов утверждал, что «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова подтверждает: «…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё речевая зона мозга».
Кроме того, занятия лепкой полезны для развития мелких и точных движений рук. От задействованных сгибательных и разгибательных мышц импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию.
Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребёнка.
Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт дошкольников. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.
Трудно переоценить воспитательное значение лепки для развития детей. Лепка развивает трудовые навыки и привычки, формирует такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, аккуратность в работе.
В пластической мастерской изостудии детского дома дети имеют возможность не только осваивать способы и приёмы лепки из глины, пластилина, солёного теста, бумаги, но и экспериментировать с их пластическими свойствами.
(Рисунок 1,2).
Важно, чтобы ребёнок сам совершал какие-то пластические действия, движимый естественным любопытством. Первое открытие: это какой-то интересный материал, который легко изменяется, отзывается на движение рук, хранит следы прикосновений.
Манипулируя с материалом, ребёнок делает новые открытия. Теперь он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может отщипнуть, оторвать, открутить кусочек, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь ещё.
В какой-то момент у ребёнка начинают появляться ассоциации с разными формами знакомых предметов. Так начинается переход к пластическому изображению – лепке.
Никакие другие виды творчества не дают возможности детям так осязаемо почувствовать материал, как лепка из него. А материал, из которого ребёнок лепит, должен быть доступным ему по физическим возможностям и приятным для работы.
Лепка из разнообразных пластических материалов неизменно ведёт детей к динамичному и жизнерадостному творчеству. У них появляются любимые материалы, которым отдаётся большее предпочтение. Наши воспитанники вне занятий в кружке продолжают самостоятельно выявлять пластические материалы в окружающей среде : в групповой комнате, на прогулке и экспериментировать с их пластическими свойствами. Со своими открытиями и умозаключениями они спешат поделиться с товарищами и педагогами. Так были «открыты» детьми пластические особенности и свойства увлажнённого песка, земли, снега и фантиков от конфет, жевательной резинки.
У детей появился стойкий интерес к лепке, они освоили разные способы и приёмы, научились оформлять и сохранять свои работы, работать коллективно и парами, стали организованнее, терпимее.
Конечно, в процессе работы маленьким исследователям случалось пройти через неудачи и трудности, огорчения и разочарования. Но именно благодаря этому они приобрели ценный опыт и вновь были готовы исследовать и творить, ведь полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение стоят неизмеримо дороже.
Тайны бумажной пластики
Работая с детьми над проектом «Лепилкина копилка», неожиданно нас привлекла и захватила работа с бумагой. Оказалось, бумага необычайно пластична. И у каждого вида бумаги свой характер, характерные специфические свойства, что предоставляет широкую возможность для эксперимента. Хочется поделиться результатами наших с детьми поисков и открытий в работе с бумагой.
Бумажную пластику можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, коллажа.
Формообразование в бумажной пластике доступнее всего начинать с простых форм разной величины – округлых смятых комочков, скрученных бумажных жгутиков, руликов. Мы использовали с детьми бумагу только мягких сортов: салфетки, газету, фантики из-под конфет, туалетную бумагу. Условие одно: бумага должна легко скручиваться или сминаться, сохраняя форму.
Позже мы стали создавать объёмные изображения на плоскости из полученных бумажных модулей. Иногда использовали в работе шаблон, обводили его на бумаге, смазывали контур клеем, а потом «колдовали» над рисунком со своими комочками и жгутиками. (Рисунок 3,4).
На следующем этапе мы объединили тестопластику и бумажную пластику вместе. Так появились коллективные работы «Бяша» и «Гном Лепилкин» (Рисунок 5,6).
Работа с бумагой подсказала идею использовать в пластике ещё один весьма привлекательный материал для детей – мягкую фольгу (станиоль). Этот довольно пластичный материал вполне годится для лепки небольших фигурок. Они получаются лёгкими, изящными, очень необычными.
Самое простейшее изображение из фольги – шарики, которые можно скатать, соединить их с помощью нитки и иголки, получая бусы и браслеты.
Познавая свойства бумаги, освоили мы с детьми и сложную технику работы с бумажной массой, которую готовили вместе: сначала разрывали на мелкие кусочки бумажные ячейки для яиц, замачивали их в кипятке, отжимали, смешивали с обойным клеем и переминали до консистенции мягкой глины.
Затем руками кусочки массы разминали на поверхности формы или контурного изображения из картона так, чтобы не было просветов. Поверхность разглаживали пальцами. В этой технике мы обклеивали жестяные банки, коробки, превращая их в карандашницы и шкатулки. Высохшие формы украшали налепами из бумажной массы и расписывали гуашью.
Процесс работы с бумажной массы весьма трудоёмкий и долгий, требующий от ребят большого терпения и работоспособности, но результат приносит удовлетворение и понимание: «Мы сделали это вместе!».
Интерьер изостудии мы с детьми украсили, создавая отдельные изображения в этой сложной технике. Так в уголке самооценки, в импровизированном «окне» появились персонажи - дядюшка Кактус и кот Рыжик, которые стали полноправными участниками наших занятий в изостудии, каждый раз предлагая детям новые проблемы и задачи, они ориентируют их на самостоятельный поиск решения этих проблем.
(Рисунок 7, 8, 9).
Впереди у кружковцев – новые открытия, ведь неоткрытых ими пластических материалов ещё много. Они их обязательно «откроют» и исследуют своими чуткими пальцами.
Архипенко Марина Викторовна -
воспитатель изостудии
коррекционного детского дома для детей
с ограниченными возможностями здоровья
города Черемхово Иркутской области