Наталья Добрынина
LEGO-конструирование как средство развития познавательных способностей дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и развитию первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий не позволяет решить данную проблему в полной мере.
Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного опыта, в частности противоречия меж-ду:
Публикация «LEGO-конструирование как средство развития познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах
- требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности дошкольников, как деятельности, способствую-щей развитию исследовательской, познавательной активности детей и не-достаточным оснащением конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO - конструкторов;
- необходимостью создания инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
- возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников.
Поэтому я считаю, что реализация проекта «LEGO- конструирование как средство развития познавательных способностей дошкольников» позволит решить данные противоречия.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют исследования А. Н. Леонтьева (1995, Л. А. Парамоновой (1979). Н. Н. Поддъякова (1974). Э. А. Фарапоновой (1970) и др. В то же время, известно, что у детей четвертого года жизни конструктивные навыки и умения развиты еще недостаточно, они находятся на пером этапе формирования.
Данной проблеме посвящали свои научные труды Д. Абдурасулов (1974, Б. И Пинский (1962, Е. А. Стребелева (1982, 1992, В. Т. Хохрина (1971, В. А. Шинкаренко (1983) и др. Необходимо отметить, что в отечественной психологической литературе рассматривались преимуществен-но отдельные стороны конструктивной деятельности в рамках игровой, учебной или трудовой деятельности. В центре внимания нейропсихологических исследований находились отдельные элементы или общий план мотивационных факторов конструктивной деятельности.
Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
• являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие до-школьников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• формируют познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, LEGO- конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности.
Использование Лего-конструкторов помогает реализовать образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Конструктор LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что решение поставленных в проекте задач позволит организовать условия в детском саду, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе до-школьного детства начальные технические навыки.
В результате, будут созданы условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и заложены истоки профориентационной работы.
Длительность работы над опытом
Работа по LEGO- конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей дошкольников проводилась с 2017 по 2020 г
1 Первый этап (подготовительный) – изучение возможностей внедрения образовательной работотехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения кабинета.
2 Второй этап (внедренческий) - практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы по программе «LEGO», подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO-конструктора в образовательном процессе с дошкольниками : реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
3 Третий этап (обобщающий) – осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов выявление противоречий и проблем, формирование темы опыта. Определение путей решения, разработка оргаритмов детельности.
Диапазон опыта представлен системой деятельности педагога и ребёнка, самостоятельной деятельностью детей воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Современный ребёнок при сохранении сущностных оснований и механизмов сознания, мышления очень сильно отличается не только от того «Дитя» которого описывали великие детоводители прошлого, но даже от нас с вами. При этом он не хуже или лучше, он просто стал другим. Произошли глубинные изменения его восприятия, внимания. На первое место выдвинулись интеллектуальные ценности, образованность, здоровье. Остро стала проблема развития познавательных способностей. Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, их устройство. Многие педагоги и психологи уже давно изучают познавательные способности детей. Любимым видом деятельности является конструирование, они учатся анализировать, устанавливать зависимость, планировать, проявляют самостоятельность, инициативность, вымысел. Конструктор Лего появился в се-редине 19 века и моментально совершил революцию, которая стала началом бурного развития конструирования. Сейчас в детском саду огромное разнообразие легоконструкторов. Перед детьми открываются огромные возможности. Современные педагоги считают ЛЕГО конструкторы игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать социуме. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Лего-конструирование с элементами робототехники - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ. Применение конструкторов во внеурочной деятельности в до-школьном образовательном учреждении, позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальней-шей жизни навыки. Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т. д. Лего-конструирование с эле-ментами робототехники дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Для дошкольников – это подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают, как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Для нас важно начинать занятия в том возрасте, в котором ребенку еще не успели объяснить почему так нельзя. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Не говоря уже о том, что на фоне таких интересных занятий видео игры и смартфоны теряют свою привлекательность в детских глазах.
Новизна опыта Новизна моего опыта заключается: в использование ЛЕ-ГО-конструкторов как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Целью данного педагогического опта является внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.
Задачи
- Обеспечить целенаправленное применение LEGO- конструктов в образовательном процессе детского сада.
- Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в НОД по конструированию (1 раз в месяц) начиная со 2 мл группы.
- Создать Lego центр.
- Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучению LEGO -технологии.
- Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
- Разработать механизм внедрения LEGO-конструирования и робототехники, как дополнительной услуги.
Реализация идеи проекта с использованием LEGO- технологии проходит в нескольких направлениях.
1 направление: В рамках обязательной части общеобразовательной программы ДОУ предполагается реализация ООД с использованием LEGO конструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста (возрастная категория с 3 до 7 лет). Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO- конструирования в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование», на основе методических разработок О. Э. Литвиновой.
LEGO- конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
2 направление: – реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы. На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.
В процессе игры с конструкторами у ребенка развивается :
- Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
- Концентрация внимания.
- Мелкая моторика.
- Умение следовать образцу.
- Пространственное воображение, способность видеть разные способы со-здания образов и построек.
- Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.
- Положительная мотивация к обучению, активная включенность в процесс игры, создается основа формирования учебных навыков.
При этом используются следующие виды конструирования:
- конструирование по образцу,
- конструирование по модели,
- конструирование по условиям,
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
- конструирование по замыслу,
- конструирование по теме.
Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые пред-ставления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего — к частям — к общему.
Конструирование по модели заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её эле-ментов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.
Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать, какой конструктор использовать, нужен ли бросовый материал. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Конструирование по условиям заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.
Конструирование по чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности, т. е. они начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.
Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образователь-ной среды :
•обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
•позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
•содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
•позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
3 направление - предполагает активное обучение педагогов LEGO -технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий.
Для организации работы по реализации конструироания обустроин центры каждой возрастной группе, а сейчас идёт ремонт по организации помещенияя центра конструирования
Основными формами деятельности станут: образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, коррекционная, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Необходимые ресурсы, используемые в проекте:
1. Воспитанники;
2. Педагоги;
3. Родители воспитанников;
4. Материально-технические условия: кабинет, оборудованный конструкторами нового поколения.
Результативность опыта
Проведение мониторинга на каждом этапе, включающего в себя исследование технического творчества воспитанников, заинтересованность дошкольников в конструировании, активность в конструкторской деятельности, участие и заинтересованность родителей в совместной творческой деятельности, оснащенность конструкторами позволит определить качество достигнутых результатов деятельности, определить эффективность и результативной работы, выявить трудности и проблемы, что обеспечит корректировку деятельности, направленной на положительный результат.
Но при реализации данного проекта следует предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:
1. Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью.
2. Отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
•ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по сов-местной деятельности;
•у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
•ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нор-мам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
•у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
•у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
•ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
•ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
•ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
•ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
•знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
•ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
•ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Выводы и оценка продуктивности реализации проекта планируется сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.
В результате успешной реализации опыта достигнуты результаты
1. Создание условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием Legoконсруирования (начиная с раннего возраста, в рамках реализации основной части образовательной программы.
2. Выраженная активность и заинтересованность родителей воспитанников в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.