Анжелика Исмаилова
Конспект НОД «Легенды Кузбасса» методическая разработка занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей «малой родины», для формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны.
Краеведение, пожалуй, лучше всех других отраслей знания способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей. Ведь малая родина – это живая и деятельная частица великой России. И знание своего края, его прошлого и настоящего – верный путь к воспитанию патриотизма, формированию гражданского самосознания.
Публикация «Конспект НОД „Легенды Кузбасса“ методическая разработка занятия» размещена в разделах
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у младших школьников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине.
Поэтому важно с младшего школьного возраста развивать познавательный интерес к истории своего города, края. Научить детей любить свою малую родину как важную частицу своей страны – одна из важнейших задач педагогов, занимающихся краеведением. Данное занятие является одним из цикла программы по краеведению детей младшего школьного возраста «Мой мир», которая создана и успешно реализуется в МБУДО «ГЦД (ю)ТТ г. Юрги». Согласно программе в план мероприятий учреждения включены различные конкурсы, викторины, игры, способствующие развитию интереса желание обучающихся к изучению родного края.
Данная методическая разработка учебного занятия в объединении социально–педагогической направленности «Мой мир» направлена на воспитание у детей любви к родному краю, воспитание нравственных и духовных качеств личности.
Занятие «Легенды Кузбасса» построено мною как тематическое и ориентировано на учащихся в возрасте 7-11 лет, первого года обучения. Рекомендуемый состав – от 11 до 15 человек объединения.
Цель представленной разработки знакомство учащихся с легендами Кузбасса. Задачи:
1. Познакомить детей с понятием легенда.
2. Воспитывать любовь к родному краю.
3. Развивать творческие способности.
Тип занятия. Занятие направлено на изучение нового материала.
Форма проведения занятия : групповая.
Основными методами занятия являются объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, диалогическое общение, наглядность и образность используемых материалов; эмоциональная насыщенность занятия, которая достигается благодаря использованию иллюстраций соответствующей тематики, музыки, литературы, наглядных пособий, настольные карточные игровые методики.
Занятие рассчитано на 1 академический час.
Оборудование и материалы:
• компьютер,
• дидактические игра: «Найди карточку с ответом, отгадав загадку»,
• бумага, цветные карандаши.
План мероприятия:
1. Подготовительный
2. Организационный
3. Ход мероприятия
4. Рефлексия.
5. Заключительный этап
Ход занятия «Легенды Кузбасса»
Организационный момент
- Сегодня мы с вами поговорим о легендах нашего края.
Коренные жители сложили много легенд о нашем крае. Кто знает, что такое легенда?
Дети высказывают свои предположения.
Легенда – это переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом.
Основная часть
Больше всего легенд и мифов в нашем крае зародилось в Горной Шории. Несмотря на малочисленное коренное население Шории, его жители на протяжении многих поколений создавали и передавали из уст в уста обряды, таинственные истории и, конечно же, легенды о стране живых гор. Сама местность была вдохновителем «лесного народа».
Все реки и вершины, по мнению шорцев, обладают душой и у каждой есть свое имя. Горные холмы выступают богатырями из былин, их женами и детьми.
Основой фольклора выступают героические поэмы, сказания о богатырях и легенды Горной Шории.
- Давайте послушаем некоторые самые интересные легенды!
- И так, первая легенда.
Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни.
Легенда о происхождении горы Мустаг
В древние времена жила в области, которую сейчас называют Горной Шорией, красавица по имени Ак Пурбу. В нее влюбились два сильнейших богатыря. Но никому не смогла отдать сердце гордая красавица.
Тогда решили они биться насмерть, чтобы честная схватка определила, с кем будет Ак Пурбу. Сражались они огромными каменными глыбами, но никто не одолел друг друга. Оба рухнули замертво и окаменели. А безутешная красавица с холодным сердцем так и осталась одинокой, укрыв их белым саваном.
Так и образовалась гора Мустаг.
- Посмотрите какая красота природы (горы, леса, поля и реки)
Конечно же все это вдохновляло людей на создание легенд, которые потом передавались из уст в уста, из поколения поколению.
Динамическая пауза
А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Собери слово»
Игра «Собери слово»
Условия игры: Дети деляться на 2 команды. На столах лежат карточки. Командам загадываются загадки, и каждая команда должна сообща подобрать карточку с изображением ответа.
Итог игры: перевернув все карточки должно появиться слово.
Загадки к игре:
1. Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (Лес)
2. Стою в тайге на одной ноге,
сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
платьице в иголках, а называюсь я ….(елкой)
3. Вся в вершинах эта местность,
Для людей неробких.
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропке. (Горы)
4. Он тайги хозяин строгий,
Любит спать зимой в берлоге,
Он сосёт в берлоге лапу,
Он немного косолапый,
Всю малину соберет,
Очень любит сладкий мёд (Медведь)
5. Нет ног, а вперед все бежит.
Нет языка, а очень говорлива она.
Что это? (наша Томь Река).
6. Он — могучий! Крона — в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят Утром ранним (кабаны).
7. Первым вылез из темницы
На лесной проталинке.
Он мороза не боится, Хоть и очень маленький…. (Подснежник)
Красивая легенда о появлении рек Томь и Мрассу
1. Местные мифы создали поэтичную историю о любви ловкого охотника по имени Томь к прекрасной девушке Мрассу. Они полюбили друг друга и решили пожениться. Но отец девушки бай был против и отослал парня далеко-далеко. Туда могли добраться своими шустрыми водами лишь ручьи и реки.
2. От бесконечных слез Мрассу сама превратилась в реку и добралась до своего суженного. Он также стал рекой и бросился ей навстречу.
3. За поселком Нижний Рюм они соединились вместе, чтобы никто больше не смог разлучить их.
Практическая часть.
Предлагаю нарисовать рисунки по следам прочитанных легенд!
Заключительная часть.
Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения
Сегодня я узнал…
Было интересно…
У меня получилось …
Было трудно…
Я попробую…
Занятие дало мне для жизни…
Заключение
Занятие «Легенды Кузбасса»
В ходе проведенного занятия дети узнали значение слова легенда, познакомились с некоторыми легендами нашего края, вспомнили и закрепили уже имеющиеся знания о природе родного края.
Проявили заинтересованность и вовлечение в ходе занятия, дружно работали в команде, старались выслушивать мнения друг друга, уступали при необходимости, вели диалог. Проведенная работа в этом направлении позволила развить интерес и желание обучающихся к изучению родного края.
Список литературы
1. Лаврина В. Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени [Текст]/ В. Л. Лаврина; – Кемерово: ФГУИПП “Кузбасс”, 2004
2. Калишева Г. П. Легенды горы Зелёной : устное творчество шорского народа [Текст]/сост. Г. П. Калишева; – Кемерово: “Скиф”, “Кузбасс”, 2004
3. Свидетельствует время Текст] /Г. Р. Умнов. – Кемерово, 1979
4. Этнографические мини-путешествия. - https:// kuzbasslegends.ru/
Приложение
Карточки для игры «Собери слово»
(в двух экземплярах)