Светлана Дегтярева
Ладушки, ладушки, или Фольклор в жизни детей дошкольного возраста
«Ладушки, ладушки или фольклор в жизни детей дошкольного возраста»
Аннотация. Статья предназначена воспитателям общеобразовательных групп детского сада. Автором отмечается важность использования малых фольклорных жанров в работе с детьми.
В нашем стремительно развивающемся и меняющемся веке компьютерных технологий, люди стали задумываться и возвращаться к литературе. Снова обращены взгляды на огромную роль незаслуженно забытых библиотек, литературе и народным истокам. Поэтому хочется вернуться к детской вере в чудеса и неожиданным превращениям. Ведь и взрослые, те, что придумывают и передают из уст в уста малые фольклорные жанры и те, кто их слушают, все равно остаются детьми. Народные произведения несут в себе отпечаток исторической давности. Следовательно, перед воспитателем стоит задача-донести до детей их смысловое содержание. В этом и состоит трудность. В народных произведениях часто встречаются слова, которые уже не употребляются в современной разговорной речи («люлечка», «торжок») и отсутствие иллюстративного материала. Воспитателю необходимо овладеть художественными средствами и навыками исполнения и душевной щедростью, полнотой чувства и личной сопричастностью. Усилится эффект восприятия детьми, если педагог привнесет элемент артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Такое яркое общение с малышами превратиться в красочное действие: звери разговаривают, поют, пляшут. Атмосфера настроения, затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства- вот в чем приоритет использования фольклорных произведений. При использовании фольклора в режимных моментах, на занятиях важно активное соучастие и сотворчество. Воспитатель должен приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание и правильно на него отреагировали. Необходимо расширять понимаемую речь детей, формировать активный словарь. При этом постепенно воспитатель побуждает малышей проявлять самостоятельность.
Публикация «Ладушки, ладушки, или Фольклор в жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Существует давняя традиция-сопровождать все действия по уходу за детьми песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмические звуки рождают чувство безопасности и комфорта. Дети младшего возраста приобретают изначальный круг знаний, который начинает постепенно обрастать взаимосвязями. Вместе с воспитателем они входят в воображаемую ситуацию и учатся выполнять действия «понарошку».
Одним из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором является принцип познавательной выразительности. Воплотить его можно эмоциональностью. Воспитатель подкрепляет эмоциональное воздействие на ребенка, используя слуховые анализаторы: его голос звучит то очень тихо, то громко; то медленно, то быстро; иногда он говорит нараспев, а иногда речетативом, употребляя соразмерные паузы. Вместе с тем малыши отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость, реагируя на его голос, мимику, жесты, настроение.
Не менее важен в использовании фольклорных форм принцип наглядности. Это игрунки и картинки, с помощью которых усиливается смысл текста. Потешка, песенка и другие малые фольклорные формы очень динамичны: каждая строка несет определенное смысловое содержание. Если ребенок не понял первой фразы, то вторая