Кафидов Алексей
Квест-игра как эффективная форма для физического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования ставятся важные задачи физического развития детей :
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
Публикация «Квест-игра как эффективная форма для физического воспитания дошкольников» размещена в разделах
В комплексе решаются как образовательные задачи, так и задачи воспитания. Ведущих методом при решении поставленных перед педагогами ДОУ задач является игра.
Игра связана со всеми видами деятельности ребенка и выступает как специфически детская форма познания, труда, общения, искусства, и спорта. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест-технологию, она знакома нам также под таким название как игра по станциям или же квест-игра.
Образовательный квест («квест» англ. поиск) – это новая форма обучающих и развлекательных игровых программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в различного рода деятельность.
В играх-квестах присутствует элемент соревнования, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, поиск спрятанного приза, декорации). Квесты способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество. Во время проведения квест-игр мне, как инструктору по физической культуре, предоставляется возможность в естественной игровой среде, получить информацию об особенностях личностного развития детей (физического, интеллектуального и эмоционального, их интересах, склонностях и способностях: как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в проблемной ситуации. Анализ наблюдений позволяет мне спланировать дальнейшую работу по физическому развитию дошкольников, коррекционную работу (если таковая необходима, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.
Подготовка к проведению игры-квеста начинается с разработки сценария. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей. Самое главное, это заинтересовать участников, мотивировать детей в достижении поставленной цели. Как это сделать? В начале игры должна быть интригующая загадка, а на финише должен быть приз!
Формы проведения таких игр довольно разнообразны. Из своего опыта, могу сказать, что квесты можно организовать в разных местах: в группах и на территории детского сада, в специальных помещениях, оборудованных соответствующими декорациями.
В квесте принимать участие разное количество детей. Чаще всего я провожу командные квесты, когда каждая команда ищет некий предмет или решает определенную задачу. В этом случае квесты становятся еще более захватывающими и интересными, а так же способствуют сплочению коллектива, поднятию командного духа.
Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру, которая представлена на слайде.
Этапы организации:
Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание мотивации, соответствующего эмоционального настроя:
- деление детей на группы (команды);
- обсуждение правил квеста;
- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон (дистанций, решения задач).
Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы и штрафы.
Важной деталью в проведении квест-игры является маршрут. Для его составления можно использовать разные варианты:
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
Карта (схематическое изображение маршрута);
«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п.
Существуют следующие виды квестов
- линейные (Основное содержание такого квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша).
Более сложными в организации являются такие варианты квестов, как:
- штурмовые (С помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи).
- круговые (проводится для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Чаще всего в своей работе я использую линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и находят разгадку в другой точке, на конечной станции.
При организации и проведении игровых квестов необходимо учитывать педагогические принципы:
1) Доступность заданий, т. е задание должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям.
2) Системность. Все задания должны быть последовательными, логически взаимосвязанными.
3) Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи спрятаны за игровыми формами и приёмами, использование мультимедийного оборудования, декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
4) Разумность по времени. Необходимо продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес
5) Использование разных видов детской деятельности. Игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкальную.
6) И обязательное наличие конечного результата. Найти клад или спасти доброго персонажа, собрать карту, схему…
Работая с квест-игрой уже больше года, могу сделать вывод, что квест - это именно та форма организации образовательной деятельности, которая приносит большую пользу как взрослым, так и детям:
• Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом незабываемые впечатления.
• Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг другу в выполнении заданий.
• В конце игры мы учим детей поздравлять друг друга с победой и благодарить товарищей по команде. Для детей важно признание другими участниками своего вклада в общую победу, это способствует развитию веры в себя, сплочению детского коллектива.
И в заключении, хочу отметить, что квесты – эффективная форма работы не только по физическому развитию, а по формированию личности ребенка в целом. Квест-игры способствуют сплочению детского коллектива, созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении и семье. Такие игры помогают каждому из участников раскрыть свой потенциал. Любая победа, даже в игре, это способ выработать у себя привычку к успеху. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на воспитание и развитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, эмоционально развитой, с активной познавательной и жизненной позицией.