Лучший педагог года

«Куклы-обереги»

Елена Михайлова
«Куклы-обереги»

«Куклы-обереги»

МБДОУ – ДЕТСКИЙ САД с. ВАРКЛЕД – БОДЬЯ АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КУКЛЫ – ОБЕРЕГИ

Подготовила: воспитатель старшей

разновозрастной группы

Михайлова Елена Дмитриевна

Первая игрушка, которая появляется в жизни человека, - это кукла. Она не рождается сама: е создает человек. Она проста, но в ней таится великая загадка. На не не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Публикация «„Куклы-обереги“» размещена в разделах

Куклы раньше в старину делали из пучка соломы, перевязанного нитками, из деревянной чурочки или тряпочки. Такими тряпичными (лоскутными) куклами играли в каждой семье в деревне и в городе. Эти куклы делались вручную. Старые люди были очень бережливые. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки, а когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Красные тряпочки ценили особо — они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Такие куклы были самыми любимыми, потому что они были сделаны своими руками. В этих творениях чувствовались и творчество, и фантазия, и представления о жизни, и душа. У каждого, кто делал тряпичные куклы, получалась своя «лоскутная» история, так как в ход шли лоскуты и от маминых платьев, и от бабушкиных рубах, и от папиных брюк.

У удмуртов до сих пор сохранились магические куклы, причем разного назначения. Это в первую очередь куклы-закрутки, являющиеся оберегами. Полоску толстой ткани определенным образом закручивают, перевязывают, и получается головка, руки, туловище. На фигурку надевают платок и платье, оберег готов. Такую куклу-закрутку клали новорожденному в изголовье, чтобы уберечь его от порчи. Лица куклам не рисовали. Существовало поверье, что в нарисованное лицо может вселиться чужая душа, а с ней и беда. Людей всю жизнь сопровождали обереги. Они обязательно были в избе, не обходились без них обряды инициации, свадьбы, куклу укладывали вместе с покойным в гроб, чтобы она охраняла его и на том свете. Другой вид удмуртских кукол – тренога. Для создания этой куклы нужна сосновая или еловая ветка с тремя разветвлениями. Одежда надевается на ось, из тряпиц делается голова и руки. Бытовали и крестовые куклы, которых

можно было одеть еще легче. И куклы-закрутки, и куклы-треноги могут быть использованы для излечения. Но для этого они должны быть сделаны из вещей больного.

Куклы используются и для ведовства. Закрутку, сделанную из одежды человека, которому хотят нанести вред, кладут в гроб умершего под видом оберега. Для детских игр использовались разные виды кукол. Самая простая делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья, эта кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным. Кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли, урожай был хорошим. Была и зольная кукла – древесной золой мешочек наполняли и устанавливали на треногу. Ее всегда одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель.

Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье». Посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. В крестьянской семье она играла большую воспитательную роль. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Предки наши верили, что куклы способны отгонять злых духов

и приносить счастье в дом, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Актуальность. Кукла сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. На протяжении тысячелетий не один дом не обходился без оберегов. Люди верили, что обереги охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей.

Особое значение необходимо уделить приобщению подрастающего поколения к духовному наследию народа. Знакомство с народными обычаями, обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. В процессе работы дети знакомятся с историей возникновения оберегов, с различными видами оберегов. Дети знакомятся с правилами изготовления оберегов, изготавливают их для себя и своих близких.

Творческая работа по созданию оберегов, вызывает у ребенка интерес к их исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Цель проекта: пробудить интерес детей к удмуртской народной культуре; познакомить детей с одним из явлений народного искусства - оберегом.

Задачи: Познакомиться с историей возникновения народной куклы.

Изучить виды кукол.

Изучить технологию изготовления народных кукол.

Научить практическим умениям и навыкам работы по выполнению оберегов

Развивать уровень мышления, внимания, художественной памяти, способности к пространственному анализу.

Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам удмуртского народа.

Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с культурой и традициями удмуртского народа.

Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: февраль.

Аннотация проекта. Осуществляется в регламентированной деятельности: познание ФЦКМ, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество; частично регламентированной деятельности: прогулки, экскурсии, игры, в свободной деятельности: самостоятельное детское творчество.

В ходе работы над проектом у детей формируются навыки личной безопасности, развиваются познавательная активность, творческие способности, мышление, воображение, формируется чувство коллективизма.

Этапы проведения проекта.

Подготовительный этап.

Методы и формы: подбор литературы; анкетирование родителей.

Содержание деятельности: изучение методической литературы по теме проекта; беседа с родителями о содержании проекта; составление плана по реализации проекта.

Основной этап.

Чтение художественной литературы: стихотворения про куклу.

НОД "Изготовление кукол-оберегов". Цель: ознакомление и приобщение детей старшего дошкольного возраста к удмуртской народной культуре; создать условия для совместной деятельности детей и воспитателя.

Дидактическая игра «Одень куклу». Цель: закрепление знаний об удмуртском национальном костюме и последовательности процесса одевания; воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к кукле.

Художественное творчество (рисование) «Кукла в женском национальном костюме». Цель: учить изображать характерные особенности костюма куклы в национальной одежде; закреплять умение рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок карандашами или красками; упражнять детей в рисовании фигуры человека, в передаче е строения, формы и пропорций частей.

Чтение художественной литературы. Рассказ Б. Саушкина «Гырко мунос» («Матршки»).

Художественное творчество. Аппликация «Декоративное оформление фартука (азькышет). Цель: закреплять самостоятельно выполнять аппликацию, придумать варианты оформления из удмуртских узоров.

Заключительный этап.

Мастер-класс для родителей по изготовлению куклы-оберега. Цель: систематизировать сведения об удмуртской народной кукле; научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол.

Вывод.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Таким образом, гипотеза подтвердилась. Тряпичная кукла - оберег была не только игрушкой в быту, но и несла определнный символический смысл.

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

Результатом нашего проекта стали куклы – обереги, сделанные своими руками.

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

"Изготовление кукол-оберегов"

Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, познание, коммуникация, социализация.

Цель: ознакомление и приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре; создать условия для совместной деятельности детей и воспитателя.

Задачи:

- Приобщить детей к удмуртской народной культуре и традициям;

- Заинтересовать детей в изготовлении кукол из материи;

- Обучить детей практическим навыкам работе с материалами;

- Развивать внимание, мелкую моторику рук.

- Воспитывать интерес к народной игрушке, аккуратность и трудолюбие, бережное отношение.

Оборудование и материалы: образец куклы; цветные лоскутки тканей; нитки мулине различных цветов; вата; материалы для украшения (бусы, тесьма, лента и пр.); ножницы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку-

Она закроет глазки,

Поиграем – будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром – дочка, днем – подружка? (кукла)

Правильно. У вас есть куклы дома? Как вы с ними играете? Кто она для вас? (ответы детей). Послушайте стихотворение Г. Заславской про куклу :

Есть иголка у меня, ножницы, наперсток. Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пестрых. Я лицо ей разошью нитками цветными, И волшебное сама выдумаю имя.

Воспитатель: Понравилось стихотворение? (да). Сегодня мы с вами будем учиться делать кукол-оберегов. Как вы думаете, что значит «обереги»? (ответы детей). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они детей оберегают, жилье и т. д. Кукол - оберегов было много на разные случаи жизни, и к ним относились очень серьзно. Куклы-обереги делались безликими. Имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свои волшебные свойства и в не могли вселиться злые духи.

На свадьбу молодым дарили оберег семьи - двух кукол, которые назывались "Неразлучники " – мун Кышно (кукла Невеста) и мун Карт (кукла Жених). Для маленьких деток делали куклу-пеленашку. До рождения ребенка мама скручивала такие куклы и развешивала вокруг колыбельки. Считалось, что Пеленашка бережет ребеночка от сглаза, болезней, от дурных снов, от злых людей. Когда ребенок подрастал, то он с этой куклой играл, и было не важно мальчик это или девочка. И играл до тех пор пока кукла не рвалась. С наступлением холодов делали куклу Кубышку-Травницу с лекарственной травой, чтобы дети не болели.

Физкультминутка:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (дети несколько раз соединяют пальцы рук в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики (поочердно соединяют одноимнные пальцы обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы узлы вязать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем кукол наряжать!

Практическая часть – изготовление куклы.

Перед вами цветные лоскутки ткани, выберите себе какой хотите. Нам нужно взять вату и сложить аккуратно в небольшую «кучку» - это будет основа для куклы. И при помощи ниток мулине завязать нашу основу. Теперь возьмите другой лоскуток ткани и разделить его на туловище и руки. Руки необходимо замотать цветными нитками мулине. Возьмем еще один лоскуток ткани и сделаем голову нашей кукле. Для этого также заполним е ватой и закрепим при помощи ниток. А сейчас нам нужно соединить наши 3 части: голову, туловище и основу.

Посмотрите внимательно, какими дополнительно элементами можно украсить вашу куклу, добавьте творчества. (Дети подвязывают кукле передник, на голову надевают платочек, на шею бусы и т. д.)

Воспитатель: Вот и готовы наши куклы. Нравятся вам наши куколки? Для чего их делали? (ответы детей). Спасибо, вы все молодцы!

Анкета «Обереги».

ФИО:___

1) Укажите свой возраст:___

2) Укажите вид своей деятельности:

а) учащийся б) работающий в) пенсионер

3) Вы знаете, что такое оберег?

а) да б) нет

4) Как Вы относитесь к оберегам, домовым?

а) верю б) не верю

5) Верите ли Вы в обережную функцию каких-либо предметов?

а) верю б) не верю

6) Верите ли Вы в приметы?

а) верю б) не верю

7) Знаете ли вы символику оберегов, т. е. что значит тот или иной предмет?

а) да б) нет

8) Есть ли у Вас в доме, на работе, в машине, на теле обереги?

а) да б) нет

9) Если есть, то какие? ___

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Куклы-обереги из бабушкиного сундука» Задачи: 1. Закрепить знания детей о куклах-оберегах. 2. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Чудо-обереги» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Чудо-обереги» Цель: познакомить детей с русской.

Куклы-оберегиКуклы-обереги Куклы-обереги — важная часть народной культуры. Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась.

Куклы своими руками для настольного театра сказки «Пых» и «Репка». Чулочные куклыКуклы своими руками для настольного театра сказки «Пых» и «Репка». Чулочные куклы Для пробуждения у детей интереса к театрализованной игре, я сшила персонажей сказок «Репка» и «Пых». Дети с удовольствием играют чулочными.

Мастер-класс изготовления куклы «Первоклашка» по мотивам народной тряпичной куклыМастер-класс изготовления куклы «Первоклашка» по мотивам народной тряпичной куклы Завтра девчонок и мальчишек, учеников и учениц вновь позовёт весёлый звонок за парты! Сегодня услышала, что уже третий год многие родители.

Мастер-класс «Мартинички — куклы-обереги»Мастер-класс «Мартинички — куклы-обереги» Мартинички - так называют кукол - обереги, название кукле дано в честь первого месяца весны - марта. Их вязали парами: из белых ниток.

Обереги для дома своими руками. Мастер-класс «Панно для семейного благополучия»Обереги для дома своими руками. Мастер-класс «Панно для семейного благополучия» Задача оберегов - защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия. Обереги начали делать очень давно для защиты.

Обрядовые куклы оберегиОбрядовые куклы обереги Обрядовые куклы были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов (рождение, свадьба, уход к предкам).Тряпичные обрядовые куклы.

Пасхальные куклы-оберегиПасхальные куклы-обереги Кукла Вербница Кукла Вербница символизирует весеннее пробуждение природы и олицетворяет собой женщину, идущую в церковь освящать вербу.

План-конспект открытого занятия объединения «Азбука дизайна» Тема: «Куклы-обереги» «Кукла-мотанка»План-конспект открытого занятия объединения «Азбука дизайна» Тема: «Куклы-обереги» «Кукла-мотанка» План-конспект открытого занятия объединения «Азбука дизайна» Тема: «КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ» «Кукла-мотанка» Педагог дополнительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Куклы-обереги»
Опубликовано: 23 октября 2016 в 11:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД