Елена Михайлова
«Куклы-обереги»
▼ Скачать + Заказать документы
«Куклы-обереги»
МБДОУ – ДЕТСКИЙ САД с. ВАРКЛЕД – БОДЬЯ АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КУКЛЫ – ОБЕРЕГИ
Подготовила: воспитатель старшей
разновозрастной группы
Михайлова Елена Дмитриевна
Первая игрушка, которая появляется в жизни человека, - это кукла. Она не рождается сама: е создает человек. Она проста, но в ней таится великая загадка. На не не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Публикация «„Куклы-обереги“» размещена в разделах
Куклы раньше в старину делали из пучка соломы, перевязанного нитками, из деревянной чурочки или тряпочки. Такими тряпичными (лоскутными) куклами играли в каждой семье в деревне и в городе. Эти куклы делались вручную. Старые люди были очень бережливые. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки, а когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Красные тряпочки ценили особо — они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Такие куклы были самыми любимыми, потому что они были сделаны своими руками. В этих творениях чувствовались и творчество, и фантазия, и представления о жизни, и душа. У каждого, кто делал тряпичные куклы, получалась своя «лоскутная» история, так как в ход шли лоскуты и от маминых платьев, и от бабушкиных рубах, и от папиных брюк.
У удмуртов до сих пор сохранились магические куклы, причем разного назначения. Это в первую очередь куклы-закрутки, являющиеся оберегами. Полоску толстой ткани определенным образом закручивают, перевязывают, и получается головка, руки, туловище. На фигурку надевают платок и платье, оберег готов. Такую куклу-закрутку клали новорожденному в изголовье, чтобы уберечь его от порчи. Лица куклам не рисовали. Существовало поверье, что в нарисованное лицо может вселиться чужая душа, а с ней и беда. Людей всю жизнь сопровождали обереги. Они обязательно были в избе, не обходились без них обряды инициации, свадьбы, куклу укладывали вместе с покойным в гроб, чтобы она охраняла его и на том свете. Другой вид удмуртских кукол – тренога. Для создания этой куклы нужна сосновая или еловая ветка с тремя разветвлениями. Одежда надевается на ось, из тряпиц делается голова и руки. Бытовали и крестовые куклы, которых
можно было одеть еще легче. И куклы-закрутки, и куклы-треноги могут быть использованы для излечения. Но для этого они должны быть сделаны из вещей больного.
Куклы используются и для ведовства. Закрутку, сделанную из одежды человека, которому хотят нанести вред, кладут в гроб умершего под видом оберега. Для детских игр использовались разные виды кукол. Самая простая делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья, эта кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным. Кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли, урожай был хорошим. Была и зольная кукла – древесной золой мешочек наполняли и устанавливали на треногу. Ее всегда одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель.
Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье». Посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. В крестьянской семье она играла большую воспитательную роль. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Предки наши верили, что куклы способны отгонять злых духов
и приносить счастье в дом, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Актуальность. Кукла сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. На протяжении тысячелетий не один дом не обходился без оберегов. Люди верили, что обереги охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей.
Особое значение необходимо уделить приобщению подрастающего поколения к духовному наследию народа. Знакомство с народными обычаями, обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. В процессе работы дети знакомятся с историей возникновения оберегов, с различными видами оберегов. Дети знакомятся с правилами изготовления оберегов, изготавливают их для себя и своих близких.
Творческая работа по созданию оберегов, вызывает у ребенка интерес к их исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Цель проекта: пробудить интерес детей к удмуртской народной культуре; познакомить детей с одним из явлений народного искусства - оберегом.
Задачи: Познакомиться с историей возникновения народной куклы.
Изучить виды кукол.
Изучить технологию изготовления народных кукол.
Научить практическим умениям и навыкам работы по выполнению оберегов
Развивать уровень мышления, внимания, художественной памяти, способности к пространственному анализу.
Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам удмуртского народа.
Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с культурой и традициями удмуртского народа.
Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: февраль.
Аннотация проекта. Осуществляется в регламентированной деятельности: познание ФЦКМ, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество; частично регламентированной деятельности: прогулки, экскурсии, игры, в свободной деятельности: самостоятельное детское творчество.
В ходе работы над проектом у детей формируются навыки личной безопасности, развиваются познавательная активность, творческие способности, мышление, воображение, формируется чувство коллективизма.
Этапы проведения проекта.
Подготовительный этап.
Методы и формы: подбор литературы; анкетирование родителей.
Содержание деятельности: изучение методической литературы по теме проекта; беседа с родителями о содержании проекта; составление плана по реализации проекта.
Основной этап.
Чтение художественной литературы: стихотворения про куклу.
НОД "Изготовление кукол-оберегов". Цель: ознакомление и приобщение детей старшего дошкольного возраста к удмуртской народной культуре; создать условия для совместной деятельности детей и воспитателя.
Дидактическая игра «Одень куклу». Цель: закрепление знаний об удмуртском национальном костюме и последовательности процесса одевания; воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к кукле.
Художественное творчество (рисование) «Кукла в женском национальном костюме». Цель: учить изображать характерные особенности костюма куклы в национальной одежде; закреплять умение рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок карандашами или красками; упражнять детей в рисовании фигуры человека, в передаче е строения, формы и пропорций частей.
Чтение художественной литературы. Рассказ Б. Саушкина «Гырко мунос» («Матршки»).
Художественное творчество. Аппликация «Декоративное оформление фартука (азькышет). Цель: закреплять самостоятельно выполнять аппликацию, придумать варианты оформления из удмуртских узоров.
Заключительный этап.
Мастер-класс для родителей по изготовлению куклы-оберега. Цель: систематизировать сведения об удмуртской народной кукле; научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол.
Вывод.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Таким образом, гипотеза подтвердилась. Тряпичная кукла - оберег была не только игрушкой в быту, но и несла определнный символический смысл.
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
Результатом нашего проекта стали куклы – обереги, сделанные своими руками.
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
"Изготовление кукол-оберегов"
Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, познание, коммуникация, социализация.
Цель: ознакомление и приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре; создать условия для совместной деятельности детей и воспитателя.
Задачи:
- Приобщить детей к удмуртской народной культуре и традициям;
- Заинтересовать детей в изготовлении кукол из материи;
- Обучить детей практическим навыкам работе с материалами;
- Развивать внимание, мелкую моторику рук.
- Воспитывать интерес к народной игрушке, аккуратность и трудолюбие, бережное отношение.
Оборудование и материалы: образец куклы; цветные лоскутки тканей; нитки мулине различных цветов; вата; материалы для украшения (бусы, тесьма, лента и пр.); ножницы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:
Она похожа на актрису
В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку-
Она закроет глазки,
Поиграем – будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром – дочка, днем – подружка? (кукла)
Правильно. У вас есть куклы дома? Как вы с ними играете? Кто она для вас? (ответы детей). Послушайте стихотворение Г. Заславской про куклу :
Есть иголка у меня, ножницы, наперсток. Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пестрых. Я лицо ей разошью нитками цветными, И волшебное сама выдумаю имя.
Воспитатель: Понравилось стихотворение? (да). Сегодня мы с вами будем учиться делать кукол-оберегов. Как вы думаете, что значит «обереги»? (ответы детей). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они детей оберегают, жилье и т. д. Кукол - оберегов было много на разные случаи жизни, и к ним относились очень серьзно. Куклы-обереги делались безликими. Имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свои волшебные свойства и в не могли вселиться злые духи.
На свадьбу молодым дарили оберег семьи - двух кукол, которые назывались "Неразлучники " – мун Кышно (кукла Невеста) и мун Карт (кукла Жених). Для маленьких деток делали куклу-пеленашку. До рождения ребенка мама скручивала такие куклы и развешивала вокруг колыбельки. Считалось, что Пеленашка бережет ребеночка от сглаза, болезней, от дурных снов, от злых людей. Когда ребенок подрастал, то он с этой куклой играл, и было не важно мальчик это или девочка. И играл до тех пор пока кукла не рвалась. С наступлением холодов делали куклу Кубышку-Травницу с лекарственной травой, чтобы дети не болели.
Физкультминутка:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (дети несколько раз соединяют пальцы рук в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики (поочердно соединяют одноимнные пальцы обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы узлы вязать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кукол наряжать!
Практическая часть – изготовление куклы.
Перед вами цветные лоскутки ткани, выберите себе какой хотите. Нам нужно взять вату и сложить аккуратно в небольшую «кучку» - это будет основа для куклы. И при помощи ниток мулине завязать нашу основу. Теперь возьмите другой лоскуток ткани и разделить его на туловище и руки. Руки необходимо замотать цветными нитками мулине. Возьмем еще один лоскуток ткани и сделаем голову нашей кукле. Для этого также заполним е ватой и закрепим при помощи ниток. А сейчас нам нужно соединить наши 3 части: голову, туловище и основу.
Посмотрите внимательно, какими дополнительно элементами можно украсить вашу куклу, добавьте творчества. (Дети подвязывают кукле передник, на голову надевают платочек, на шею бусы и т. д.)
Воспитатель: Вот и готовы наши куклы. Нравятся вам наши куколки? Для чего их делали? (ответы детей). Спасибо, вы все молодцы!
Анкета «Обереги».
ФИО:___
1) Укажите свой возраст:___
2) Укажите вид своей деятельности:
а) учащийся б) работающий в) пенсионер
3) Вы знаете, что такое оберег?
а) да б) нет
4) Как Вы относитесь к оберегам, домовым?
а) верю б) не верю
5) Верите ли Вы в обережную функцию каких-либо предметов?
а) верю б) не верю
6) Верите ли Вы в приметы?
а) верю б) не верю
7) Знаете ли вы символику оберегов, т. е. что значит тот или иной предмет?
а) да б) нет
8) Есть ли у Вас в доме, на работе, в машине, на теле обереги?
а) да б) нет
9) Если есть, то какие? ___