Лариса Семенова
Куклотерапия как часть технологии арттерапии
▼ Скачать + Заказать документы
"Хочешь изменить мир - начни с себя. "
М. Ганди
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, а также развитие творческих и познавательных способностей детей.
Всем известно, что не место красит человека, а человек место, поэтому преобразование внешнее необходимо начинать с преобразования внутреннего. Хочу предоставить Вашему вниманию методику «Куклотерапия» как часть технологии «Арттерапии» которую я успешно апробировала и в дальнейшем намерена применять в работе с детьми в адаптационный период и с детьми, испытывающими дефицит в коммуникативной сфере
Публикация «Куклотерапия как часть технологии арттерапии» размещена в разделах
Куклотерапия — метод психологической помощи детям, и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Куклотерапия может использоваться для разрешения конфликтов, при коррекционной работе со страхами.
Игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке ребята лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность.
Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Куклотерапия».
Я считаю, что главное для детей сохранить психологический комфорт. Ребенок приходит в детский сад в очень сложный период жизни 2-3 года, в момент становления его личности и то, насколько успешно он переживет этот период, зависит, без преувеличения, вся его дальнейшая жизнь. Я стараюсь помочь ребенку адаптироваться к новой жизни в дошкольном коллективе. Я чувствую, как ребенок, доверяясь мне, начинает раскрывать свой внутренний мир, переполненный чувством прекрасного.
Куклотерапия – это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания.
Я хочу отметить, что работу с детьми с использованием метода куклотерапии необходимо проводить совместно с родителями. Особенности куклотерапии дают богатый диагностический материал и помогают родителям увидеть новое в ребенке, получить информацию о взаимодействии с ним, о стиле своего воспитания.
Ребенок приходит в детский сад со своим сложным, порой закрытым для нас, взрослых внутренним миром. Он приходит со своими радостями и переживаниями Ему порой сложно адаптироваться к новым условиям жизни в детском коллективе.
Больше всего на свете ему сейчас нужна помощь и любовь педагога. Малыш должен быть уверен, что нужен и защищен и тогда он обязательно приобретет доверие к миру, которое поможет ему стать полноценным членом общества.
Моя работа с детьми адаптационного периода и с детьми по тем или иным причинам испытывающими сложности в коммуникативной сфере основана на методе куклотератии.
Куклотерапия один из видов арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Нет ничего более естественного для детей, чем игра в куклы. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, детское сердце как губка впитывает каждое слово. Ребенок верит «ожившей» игрушке готов поделиться с ней своими успехами, радостями и переживаниями поделиться тем, что его беспокоит, тревожит, что он любит и чего боится. Он стремится сделать все, о чем просит его кукла. Кукла может развлечь малышей, только что пришедших в детский сад, заинтересовать, создать игровую ситуацию. Но при этом нужно быть осторожным и ненавязчивым. Ребенок вступает в непосредственное общение с куклой. Кукла играет с ребенком в прятки, поёт песенки, утешает.
Всем известно, что музыка играет огромную роль при психо-эмоциональной коррекции малышей. Использование кукол усиливает положительный эффект от проведения музыкальных игр.
В своей работе я использую разнообразный кукольный материал, являющийся не только отдельно взятыми персонажами, но и представителями многочисленных видов театральных кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, платочные куклы, и многие другие.
Платковые куклы созданы своими руками. Куклы из носовых платков изготавливаем с детьми прямо на занятиях. С педагогами проведены мастер-классы по изготовлению платковых и веревочных кукол, а также кукол народных (куклы-берегини).
Я вижу результаты своей работы: куклы помогают малышам за короткий срок и более безболезненно проживать адаптационный период, дошкольники, испытывающие трудности в социализации более активно идут на контакт, раскрывают свой загадочный внутренний мир, у них появляется радость общения.
С помощью кукол мы с детьми учимся показывать этюды, спектакли (по сказкам). Кукла помогает в процессе игры воспринимать ребенку сложную для него информацию. С помощью кукол проще и интереснее познавать новое.
Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей.
Детский сад -светлый, просторный, удобный, современный дом для детей, где каждый ребенок понят, принят. Но все же главное это педагог, который несет в себе сформировавшиеся на высшем уровне личностные и профессиональные качества.