Черникова Инна
Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии по развитию критического мышления
▼ Скачать
Аннотация: методическая разработка "Кубик Блума" — это метод инновационных педагогических технологий.
Цели современного образования, определенные в ФГОС, основаны на принципе «учить не наук, а учиться учится». Педагог ежедневно задает себе вопрос: "Как развить у ребенка навыки критического мышления? Какие методы и технологии используются на работе?»
Публикация «Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии по развитию критического мышления» размещена в разделах
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Инновационной технологией, позволяющей добиться положительных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления. Умение критически мыслить — это не поиск недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Мы предлагаем технологию критического мышления, разработанную американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. При работе в режиме этой технологии сопровождающий перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Как же этого добиться?
Методика использования «Кубика Блума». 1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни. Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Сформулирована тема образовательной деятельности. В теме должен быть обозначен ряд вопросов, на которые необходимо ответить.
3."Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы разного типа. Педагог или воспитанник бросают кости. Выпадающая грань указывает, какой вопрос должны задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани куба — именно с этого должен начинаться вопрос.
При работе с техникой Блума решаются следующие задачи:
1. Воспроизведение знаний.
Грань «Назови» предполагает простое произведение приобретенных знаний. Выделение причинно-следственных связей.
Например: назовите три весенних месяца.
Назовите персонажей сказки Е. Успенского "Крокодил Гена и его друзья"
2. Развитие способности видеть и формулировать причинно-следственные связи.
Грани «Почему» позволяют вам понять процессы, происходящие с объектами или явлениями,
выяснить все аспекты поставленной проблемы.
Например: Почему весной прилетают птицы? Почему мальчика из сказки называли Дядя Федор?
3. Выработка стратегии мышления.
Грань «Объясни» являются уточняющими. Ребёнок предлагается обратить внимание на все грани рассматриваемой темы. Они предлагают ребенку увидеть проблему в разных аспектах или обратить внимание на все стороны заданной темы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
Ты действительно думаешь, что…
Ты уверен, что…
4. Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний.
Грань «Придумай», подразумевают творческие задания. К примеру: «Придумай, как будет выглядеть планета, если все ресурсы пресной воды исчезнут?»
Например: Придумай, каким животным может быть Чебурашка.
Придумай из каких цветов можно собрать весенний букет.
5. Развитие эмоциональной стороны личности.
Грань «Поделись» дают ребенку возможность сконцентрироваться на своих ощущениях и чувствах, эмоциях, которые вызваны названной темой и выразить свое личное отношение к обсуждаемому предмету.
Например: Поделись, ты любишь Весну? Почему?
6. Предложение своего пути применения, изученного на практике.
Грань «Предложи» подразумевает, что ребенок может предложить свое видение проблемы, и свои идеи, и объяснить, как использовать то или иное явление или предмет на практике, для решения конкретных ситуаций
Например: Предложи, рифму к слову «Простоквашино».
Для работы с детьми «Кубик Блума» мы используем по всем ОО ДОУ. Наиболее удобно применять эту технологи. на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.
Для детей, которые не умеют читать, вместо текста на "Кубика Блума" размещены картинки, которые помогут им запомнить вопрос на грани куба. Грани куба переформулированы для дошкольников, они затрагивают познавательную, творческие и эмоциональные стороны личности. Педагог также может задавать свои вопросы. Это зависит от предмета материала, от того, чего хочет достичь педагог, и от степени усвоения материала детьми.
При работе над лексическими темами "Зима" ("Осень", "Весна" и другими) мы также использовали с детьми "Кубик Блума" для закрепления материала.
По гранях было написано: назови: это одним словом; придумай: рассказ или сказку о насекомых; чем они отличаются друг от друга; расскажи: где живут насекомые; вспомни: какие насекомые полезны, а какие вредны и почему; поделись своими наблюдениями. По каждому аспекту с заданием
изображены опорные картинки.
Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:
Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.
На первом этапе педагог бросает кубик сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, который выпал на грани.
Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.
Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.
Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
В конце игры педагог подводит итог : что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, чтобы еще хотели узнать по данной теме.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.
Кубик «Блума» — это упрощённый способ, который помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды. Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.