Катаргина Людмила
Конспект занятия по приобщению к истокам Кубанской культуры «Кубанская вечерка»
▼ Скачать + Заказать документы
по приобщению к истокам Кубанской культуры
для детей старшей, подготовительной групп.
«Кубанская вечерка»
Конспект разработан воспитателем: Катаргиной Л. Д.
Публикация «Конспект занятия по приобщению к истокам Кубанской культуры „Кубанская вечерка“» размещена в разделах
Занятие проходит в помещении, оформленном под кубанскую хату. В центре стоит большой стол, на нем угощение для детей: пирожки (разрезанный по количеству детей) и в глиняном кувшине «узвар» (компот из сухофруктов). По краям стола стоят лавки, накрытые ткаными покрывалами. В кубанской хате на стенах полки, на которых разложена старинная казачья утварь: глиняные горшки, посуда, предметы быта. На кабыци (печи) стоят чугунки, сковороды, рядам стоит рогач. В красном углу висят иконы. Детей встречает и проводит занятие хозяйка хаты в народном костюме с караваем на рушнике в руках. Общаясь с ребятами, она иногда переходит на балачку – кубанский диалект, объясняя, что значат эти слова. При встрече хозяйка поет детям приветственную песню «Зэлэное жито».
Хозяйка: Зэлэное жито, зэлэнэ,
Хорошие гости у мэнэ,
Зэлэное жито жинци жнуть,
Хорошийи гости в хату йдуть!
Хозяйка (поклонясь) :Добрый день добрым людям! У нас на Кубани говорят так : «Гость в дом – радость в нем!» Мы рады вам гости дорогие и по старинному кубанскому обычаю мы встречаем дорогих гостей хлебом нового урожая, вкусным витаминным узваром, тай гарной писней – именно такой, какую вы сейчас слышали. Отламывайте кусочек от каравая, а откусывая, приговаривайте: «Первая первина, новая новина, чтоб не болел живот, не болела голова!» Говорят эти слова целебной силой обладают, и все хвори обойдут вас стороной. Дети отламывают и угощаются караваем. Проходите, гости дорогие в хату, тай усаживайтесь поудобней. (дети рассаживаются на лавках) Я, ожидая гостей, приготовила для вас угощеньице: пирожков напекла в кобыце – это на кубанском диалекте значит печка, да узвар сварила из сушеных фруктов. Вы угощайтесь, да меня слушайте.
Давайте, ребята поговорим с вами о старине. Мы с вами, ребята, живем на благословенной кубанской земле. Много лет назад 25 августа 1792 года (это 225 лет назад) к берегам таманского полуострова – это и есть место, где мы с вами живем – причалили лодки и баркасы, на которых издалека, из Украины прибыли запорожские черноморские казаки для освоения этих земель. А земли эти подарила казакам царица Екатерина Великая для того, чтобы облагородить, тогда еще дикие, места и защитить южные границы государства Российского от набегов турок. Ведь казаки славились своей смелостью, храбростью и умением воевать. Немного времени спустя на эти же земли с другой стороны, из России – с Урала, Ростова пришли пешими обозами другие казаки – линейные. Шли они долго и тяжело, потому что со всем скарбом – с семьями, детьми, скотиной, вещами. Люди собирались навечно поселиться на Кубани. Вот и встретились в одном месте украинские и русские казаки, украинский и русский языки. Люди стали жить вместе и перемешались их языки и получился из них один общий кубанский диалект. Это не язык, нет кубанского языка, но есть кубанский диалект. Послушайте, ребята, походную казачью песню, в которой говорится о тех казаках, которые на самом деле жили много лет назад и прибыли на наш полуостров с черноморскими казаками. Она называется «Ой, на гори жинци жнуть…». (Хозяйка поет куплет из кубанской народной песни, аккомпанируя себе кубанским народным инструментом – копытцами)
Ой на, ой на гори тай жинци жнуть,
Ой на, ой на гори тай жинци жнуть,
А по пид горою яром-долыною
Козакы йдуть.
Гэй, долыною, гэй,
Широкою, козакы йдуть
Земли эти были, конечно, очень богатые. Сколько рыбы разной водилось в реках, да в лиманах! Старики говорят, что её было так много, что когда рыба шла на нерест, косяки её так плотно шли бочками друг к другу, что по спинкам рыб можно было перебежать на другой берег реки, не замочив ног! Икру черную солили бочками, а хлеба не было. Потому что не было земель под пашню. Кругом были лишь лиманы, плавневые земли, да камыш. Хоть и благоприятным климатом и необычайными красотами встретил Таманский полуостров переселенцев, но жизнь налаживалась у казаков тяжело. Этот лиманный и степной край был очень болотистой местностью. Чтобы начать возделывать поля и засеивать их пшеницей, нужно было, сначала высушить болота, вырубить камыш. А это было ох, как не просто! До сих пор мы с вами видим, когда едем на машине в город Темрюк, по обочинам дорог заросли камыша, который казаки так и не смогли победить.
Но казаки – это доблестный, неутомимый народ, который не боялся трудностей. Засучив рукава, переселенцы принялись за работы. Большая часть забот легла на плечи казачек, детей и стариков. Потому что взрослые мужчины-казаки должны были часто отсутствовать дома – они оберегали границы своих территорий от набегов тюрков и других враждебных племен. Поэтому работу по уходу за скотом, работу в поле (а это и вспахать, и засеять, и убрать урожай, работу по дому, в основном, приходилось выполнять женщинам-казачкам. Нелегкая была у них доля. А если было нужно помочь казакам в битве, то казачка, наравне с мужчинами, брала в руки шашку, садилась на коня и воевала. Конь для казака – это особенно важное животное. Если сейчас мы говорим, что собака это друг человека, то конь – это первый и верный друг и помощник казака.
Но не только воевать и работать умели казаки. Они умели и отдыхать, и веселиться. И уж коли говорим мы с вами сегодня о старине, то давайте представим кубанскую вечерку. Когда собирались девушки на гулянье, вязали, вышивали, ждали парней на гулянье и пели песни грустные, протяжные и очень красивые. (Хозяйка поет кубанскую народную песню «Черна хмара»)
1. Черна хмара,черна хмара, а за нэю сыня
Нэ пускае на вулыцю ридна маты сына.
2. Пусты маты, пусты маты, нэхай погуляе,
Вин щей хлопэц молодэнькый, пароньки нэмае.
Ребята, вам были понятны слова этой песни? В ней говорится: на небе черная туча и синяя, пусти мама сына погулять, ему грустно без его пары-девушки.
Но, когда появлялись хлопцы, наступало настоящее веселье, пелись веселые песни, игрались народные игры. И этими играми я вас сейчас и познакомлю. Эта игра называется «Зайчик». Для нее нужны два любых прямых предмета (хозяйка берет в руки два предмета –рогач и палку, и показывает их детям). В нашем случае это что? (дети отвечают) Правильно, ребята – это рогач или ухват и палка, но на кубанском диалекте это – дрючок. Эти предметы укладывались крест-накрест и, в образовавшиеся ячейки, надо было прыгать на двух ногах, на одной, вперед, назад, как угодно. Лишь бы в такт музыке или песне и не наступить на палочки. Я покажу как. (Хозяюшка показывает варианты прыжков и предлагает детям поиграть, вызывая желающих по одному. Одновременно поет игровую песню и аккомпанирует себе бубном)
Игра «Зайчик»
Ой, на гори грычка, сыдыть зайчик.
Вин своими ножкамы пострыбае.
Йяк бы таки ножкы мала, то и я б так пострыбала,
Йяк той зайчик.
Йяк бы таки ножкы мала, то и я б так пострыбала,
Йяк той зайчик.
Играли в эту игру большими компаниями, вон, сколько нас много. А играть надо на победителя: из всех игроков только один победит – самый выносливый и прыгучий. Не так-то это просто!
И еще одну игу хочу вас, ребятки подарить. Называется она «Перетяни дрючок». Для этой игры нужен один дрючок – а вы уже знаете, что это длинная палка – и две кубанки. Кубанка – это головной убор рядового казака. Два казачка берутся за два конца дрючка и по команде начинают перетягивать его каждый в свою сторону, пытаясь дотянуться до своей кубанки, которая лежит чуть поодаль. Тот казачонок, который первый дотянется до своей кубанки и схватит её, тот и победил. В этой игре главное сноровка и сила.
Игра «Перетяни дрючок»
Ну, казачата, понравилось ли вам на моем кубанском подверье? Придете ли еще в гости? Ну, тогда будьте здоровеньки, люди добреньки! Солнышка вам на дворе, тай хлебушка на столе! Деньгу полтинку, тай молока крынку! Чтобы жито родилось, тай чтобы корова доилась! Жить вам поживать, тай горюшка не знать! До новых встреч!
Конспект разработан воспитателем МБДОО ЦРР ДС № 34 Муниципального образования Темрюкский район Катаргиной Людмилой Дмитриевной.